05.05.2022, 13:09

Сергей Коптев: «Можно, конечно, запретить YouTube, но это как убрать «Спартак» и «Зенит» из чемпионата по футболу»

Сергей Коптев, основатель группы компаний «Родная речь» раскрыл подробности приобретения российского подразделения французского медиахолдинга Publicis Groupe. Сумма сделки была символической, а 19% активов остались под управлением французов, «чтобы оставить мостик для взаимодействия», рассказал Коптев.

О сделке с Publicis Groupe

По словам Коптева, все переговоры с французскими партнерами происходили в онлайн-режиме, через сервис видеоконференций Zoom. На созвонах присутствовали нотариусы и юристы обеих сторон. Обсудить все детали и договориться удалось всего за несколько звонков, рассказал глава «Родной речи» в интервью РБК.

€87 млн

убыток французского Publicis Groupe от продажи российских активов

19%

оставшаяся доля французских партнеров в структуре российских активов

₽36,8 млрд

объем медиазакупок всех агентств Publicis Media в России в 2021 году

Сумму сделки Коптев раскрывать не стал, однако назвал ее «символической». Тем не менее он не связывает ее с представленным в отчетности Publicis убытком от продажи российского бизнеса — холдинг оценил его в €87 млн. Эти цифры скорее показывают текущую оценку того, что французы могли бы выручить, если бы сохранили бизнес в России, а не разницу между справедливой стоимостью и тем, что было заплачено в действительности за российские активы, полагает Коптев.

Новый владелец российских активов Publicis настоял на том, чтобы французы, уходя из России, оставили себе долю в размере 19%. Что позволит «оставить мостик для взаимодействия»:

— Тот факт, что сохранилась доля, хоть и не позволяющая принимать решения, влиять на жизнь компании и ее операционную деятельность, позволил убедить французскую сторону оставить здесь агентские бренды. Если остаются бренды, подразумевается, что уровень сервиса будет соответствующий. А мы сделаем даже лучше.

Сергей Коптев, председатель совета директоров группы компаний «Родная речь»

Сергей Коптев, председатель совета директоров группы компаний «Родная речь»

— Тот факт, что сохранилась доля, хоть и не позволяющая принимать решения, влиять на жизнь компании и ее операционную деятельность, позволил убедить французскую сторону оставить здесь агентские бренды. Если остаются бренды, подразумевается, что уровень сервиса будет соответствующий. А мы сделаем даже лучше.

По мнению Коптева, это сохранит возможность обмена экспертизой. Кроме того, по условиям сделки предусмотрен опцион на обратный выкуп российских активов. Однако стоимость активов в этом случае будет другой, поскольку «усилия должны быть вознаграждены», считает Коптев.

Об уходе зарубежных рекламодателей и стоимости телерекламы

По мнению Коптева, Publicis в России не терял клиентов. Несмотря на то что многие зарубежные компании приостановили свою рекламную активность, холдинг по-прежнему рассматривает их как своих клиентов и смотрит в будущее «с оптимизмом». Исходным посылом, по словам руководителя «Родной речи», является сохранение критической массы инфраструктуры и экспертиз агентств. Это позволит предлагать востребованные сервисы даже тем, кто приостановил маркетинговую деятельность. Кроме того, новый владелец активов Publicis рассчитывает на появление новых российских брендов.

1000+

компаний полностью или частично приостановили деятельность в России


по данным Йельского университета

13 из 30

крупнейших рекламодателей приостановили деятельность и/или рекламу в России

от 20 до 50%

составит падение рекламного рынка по прогнозам Publicis Groupe Russia в 2022 году

Коптев отмечает, что на телевидении, как и в других медиа, идет снижение рекламной активности. Однако о снижении стоимости телерекламы, по его мнению, речь не идет, поскольку цель каналов — не заполнить все рекламные блоки, а максимизировать выручку. С другой стороны, сейчас за счет свободного инвентаря появляется возможность мотивировать рекламодателей.

По данным совместного рейтинга Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Sostav, в прошлом году Publicis Media занял третье место среди российских рекламных холдингов по объему медиазакупок. Суммарный биллинг входивших в структуру холдинга сетевые медийных агентств Starcom, Zenith и Spark Foundry составил 22,1 млрд рублей, из которых 15,2 млрд пришлось на закупки телерекламы.

Даже при падении на 50-70% реклама останется для телеканалов значимым источником дохода, считает он. Однако в текущей ситуации хороший контент сложно сделать только лишь на рекламную выручку. Для этого могут понадобиться госдотации, считает Коптев. В ином случае, по мнению руководителя «Родной речи», телеканалы будут вынуждены отказываться от запланированных проектов и увеличивать количество повторов, что приведет к снижению телесмотрения, которое не выгодно никому.

По данным АКАР, объем рекламы на телевидении в прошлом году, включая основные и тематические каналы, составил 197,3 млрд рублей, продемонстрировав рост на 17% год к году. Это более трети от объема всей рекламы в медиа — 578,3 млрд рублей. По прогнозам Publicis Groupe Russia, в этом году рынок телерекламы сократится на 20-50%. Более оптимистичные прогнозы представили эксперты OMD OM Group: по их оценкам, объем рекламы на ТВ сократится не более чем на 9%. В GroupM оценивают падение этого сегмента рынка от 25 до 47% (подробнее — в материале ADPASS).

О перспективах импортозамещения

Коптев признает, что, хотя сам он не любит говорить про кризис как про «время возможностей», сейчас возможностей действительно много. Он подчеркнул, что «Родная речь» вместе с перешедшими под управление группы компаний агентствами Publicis готова помогать как хорошим российским брендам, так и зарубежным компаниям, желающим вернуться.

В кризис наибольшее падение всегда испытывают коммодити — ничем не отличающиеся друг от друга товары, а сильные бренды выигрывают. Сейчас конкуренции в эфире гораздо меньше. Если раньше ты сидел в «братской могиле», причем даже с внятной коммуникацией, то сейчас тебя совершенно точно заметят. «Вау-эффект» и эффект запоминаемости может быть в разы выше».

Однако в том, что касается разработки альтернатив западным интернет-площадкам, по мнению Коптева, все сложнее. Миграция аудитории с одной платформы на другую не быстрый процесс, подчеркивает он. При этом недостаточно снять кальку и сделать аналогичный проект с другой локализацией, говорит Коптев. Чтобы туда пришли люди, нужно сделать что-то новое и лучшее для них. Это касается и перспектив перехода аудитории YouTube на принадлежащий «Газпром-медиа» Rutube:

Можно, конечно, запретить YouTube, но это как убрать «Спартак» и «Зенит» из чемпионата по футболу. Откроется дорога для других команд, но хорошо ли это для рынка?».

По мнению Коптева, сильная сторона цифровой рекламы — наличие сложных инструментов и тонких настроек. Однако они имеют смысл при широком поле выбора, отмечает он. Проводя параллель, Коптев отмечает, что иметь в распоряжении только один Rutube — это как телевидение, размещение ради показа.

Сейчас задачу «Родной речи» Коптев видит в том, чтобы сохранить лучших специалистов. Он отмечает, что для группы компаний приобретение активов Publicis — это в первую очередь обязательства перед людьми, личная и экономическая ответственность.

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?