08.11.2022, 18:01

От единого оператора отказалась даже «Единая Россия»

Скандальный законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы и классифайдов депутата Артема Кирьянова отклонен Госдумой единогласно. Накануне депутаты собирались отправить в корзину совсем другой документ — законопроект о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса в наружной рекламе, но вчера внезапно решили снять с рассмотрения именно кирьяновские поправки. Депутат Кирьянов перед голосованием по своему законопроекту пообещал «продолжать» и попросил коллег-депутатов поддерживать «те инициативы, которые появятся». Тема контроля за медиапространством в «наружке» не уйдет с повестки дня и нельзя исключать появления новых законов, усиливающих госрегулирование этого рынка, предупреждают эксперты.

Госдума единогласно отклонила законопроект № 160605-8 о едином операторе цифровой рекламы и классифайдов. За то, чтобы снять документ с рассмотрения, выступили 409 депутатов. Голосовавших против и воздержавшихся не было. «Данный вопрос вчера мы обсуждали достаточно подробно на совете Госдумы. По мнению всех фракций, законопроект должен быть отклонен», — привела пресс-служба нижней палаты парламента слова спикера Госдумы Вячеслава Володина в своем телеграмм-канале.

Законопроект отправили в корзину, поскольку он вызвал многочисленные замечания и предложения от органов госвласти субъектов РФ, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций, «оказывающих концептуальное влияние на редакцию законопроекта», сказано в заключении комитета на поправки Кирьянова.

К отклонению законопроект представил сам Кирьянов. Депутат заявил, что документ «очень серьезно обозначил те проблемы и перспективы, которые есть по закону «О рекламе»». «Думаю, что в рамках тех вопросов, которые вскрылись, будем продолжать, и те инициативы, которые появятся, в дальнейшем прошу поддерживать», — сказал Кирьянов, обращаясь к коллегам-депутатам.

В сегодняшней ситуации тема контроля за медиапространством в наружной рекламе по-прежнему востребована на государственном уровне и нельзя исключать появления в Думе новых законодательных инициатив, направленных на регулирование этого рынка, ранее говорил ADPASS Дмитрий Крючков, член экспертного совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Сообщение о том, что законопроект Кирьянова отклонят, появилось вчера вечером после заседания совета Думы. При этом перед заседанием на сайте парламента была размещена информация, что депутаты будут рекомендовать к отклонению совсем другие поправки, посвященные наружной рекламе: законопроект №18549-7 о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса, внесенный правительством и принятый в 2017 году в первом чтении. Именно этот документ планировал отклонить и комитет по экономполитике, говорилось в материалах к заседанию совета Думы. Но на заседании члены совета неожиданно решили отклонить именно кирьяновский законопроект.

В результате подготовка ко второму чтению законопроекта о 20-процентной квоте для малого и среднего бизнеса возобновлена по решению совета Думы, ранее рассказал собеседник ADPASS, близкий к комитету по экономполитике. Член комитета по экономполитике Станислав Наумов подтвердил ADPASS, что Дума продолжит работу над этим законом.

Однако Наумов считает, что эти поправки могут стать «предметом внутренней дискуссии в рекламном сообществе». «Будущее за электронными билбордами и надо сделать такое востребованное у крупных общенациональных рекламодателей оборудование доступным не только для лидеров рекламной отрасли, но и для региональных рекламных агентств», — отметил Наумов.

Законопроект о квоте для МСБ в наружной рекламе

В ноябре 2016 года правительство РФ внесло в Госдуму поправки в закон «О рекламе», предполагающие меры поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) на рынке наружной рекламы. Законопроект устанавливал минимальную долю рекламных конструкций каждого вида, владельцы которых должны относиться к МСБ, — не менее 20% от каждого из них. Необходимость квоты авторы объясняли тем, что малые и средние компании участвуют в аукционах за места в «наружке» наравне с крупным бизнесом, но не могут выиграть без мер господдержки. Открытые аукционы ведут «к исчезновению субъектов малого и среднего предпринимательства из сферы распространения наружной рекламы», говорилось в пояснительной записке. Для организаторов торгов, нарушающих эти требования, предлагалось ввести административную ответственность.

Авторы законопроекта детально прописали порядок проведения торгов в наружной рекламе, чтобы сделать их более прозрачными. Документ также предусматривал единый порядок принятия схемы размещения рекламных конструкций, законодательное регулирование иностранного участия в отрасли и комплекс мер по развитию конкуренции в наружной рекламе.

В феврале 2017 года поправки приняли в первом чтении. За проголосовали 410 депутатов при одном воздержавшемся. После этого законопроект надолго лег под сукно, хотя в комитет Госдумы по экономической политике, ответственный за законопроект, были внесены 106 поправок, которые до сих пор не рассмотрены, следует из информации на сайте Думы. В декабре 2021 года члены Совета федерации просили правительство продолжить работу по установлению квоты в размере 20% для субъектов МСБ. 24 октября 2022 года комитет Госдумы по экономической политике предложил отклонить законопроект.

Законопроект о едином операторе цифровой рекламы и классифайдов

Поправки в закон «О рекламе» (законопроект №160605–8) 8 июля внес в Госдуму заместитель председателя комитета по экономической политике, депутат-единоросс Артем Кирьянов. Это произошло на следующий день после того, как нижняя палата парламента провела последнее заседание весенней сессии.

Автор законопроекта предложил установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц: создать единого оператора, который будет отвечать за размещение всей цифровой наружной рекламы и объявлений частных лиц, которые публикуются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. В обязанности единого оператора включили создание ресурса, через который должна была размещаться вся цифровая наружная реклама и электронные объявления физических лиц. Также он должен был проверять рекламный контент на соответствие законодательству, определять цены на размещение и защищать персональные данные пользователей. Одновременно в качестве участника рынка наружной рекламы единый оператор получал право без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций и транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение аналогичного срока.

В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что особый режим необходим для того, чтобы нивелировать последствия санкций в отношении России и защитить национальные интересы. Речь шла о рисках распространения недостоверной информации и информации и возможной утрате государством оперативного контроля за ее размещением, что угрожает национальной безопасности.

Несмотря на жесткую критику оппозиционных фракций и даже некоторых депутатов «Единой России», 15 июля законопроект был принят в первом чтении на внеочередном пленарном заседании, для участия в котором депутатам пришлось прервать отпуска. За проголосовали 266 депутатов, против — 65, воздержались — 4.

Срок представления поправок ко второму чтению переносился несколько раз. Против законопроекта в нынешнем виде выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), многие региональные власти, профессиональные объединения операторов наружной рекламы и российское ИТ-сообщество, включая крупнейшие технологические компании «Яндекс», Rambler, Avito и Ozon.

Рынок российской цифровой наружной рекламы

В последние годы цифровые рекламоносители остаются локомотивами роста отрасли. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценила рынок цифровой наружной рекламы в 2021 году в 14,7 млрд рублей. Сегмент показал рост 69% год к году, став самым быстрорастущим в медиа. Всего рекламодатели потратили на размещение наружной рекламы 45 млрд рублей, подсчитали в АКАР. По данным исследовательской компании Admetrix, в 2018 году на цифровую наружную рекламу приходилось 19% всех бюджетов, по итогам 2021 года — 41%.

В конце 2021 года в России насчитывалось более 4,6 тыс. цифровых конструкций. Наиболее распространенными были цифровые щиты формата 3×6 метра (почти 3 тыс. штук). Лидеры рынка Russ Outdoor цифровые рекламоносители обеспечили почти 44% всего дохода, игроку номер два компании Gallery — 67%, сообщает РБК.

По прогнозу группы «Родная речь», в 2022 году рынок наружной рекламы может стать одним из наименее пострадавших в ходе кризиса. Он может сократиться всего на 5-15%, а в 2023 году увеличиться на 5-10%.

Авторы:
Тимур Бордюг
Нравится: Amedia Outdoor
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
26.03.2024
Цифры из ЕРИРа: опубликованы результаты маркировки интернет-рекламы в 2023 году

Роскомнадзор подвел итоги работы системы маркировки интернет-рекламы в 2023 году. Ведомство зарегистрировало в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) бюджеты на 634,9 млрд рублей с НДС. Больше трети из этих денег — почти 217 млрд рублей, пришлись на IV квартал, когда начали действовать штрафы за отсутствие маркировки. Цифры в целом соответствуют оценке рекламного рынка за 2023 год, которую сегодня опубликовала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). К анализу информации из ЕРИРа была подключена специальная рабочая группа, в которую вошли эксперты АКАР, Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и специалисты Роскомнадзора. Впервые в истории российской рекламы был оценен сегмент региональной интернет-рекламы.

Редакция ADPASS
15.03.2024
Редакция ADPASS
05.03.2024