Ни один из инструментов обеспечения прозрачности рекламы, разработанных 11 крупнейшими технологическими компаниями мира в соответствии с требованиями законодательства ЕС, не работает с нужной эффективностью. Это оставляет возможность для распространения дезинформации и манипулирования общественным мнением, считают авторы исследования, подготовленного совместно Mozilla (разработчик браузера Firefox) и финской компанией CheckFirst. Хуже всего справилась с задачей соцсеть Илона Маска X, но инструменты остальных платформ оказались немногим лучше.
Интернет-реклама вышла из контекста ковида
Объем российского рынка интернет-рекламы в 2021 году составил 323,6 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР). К 2020 году рынок вырос на 24%. Лидирующим видом цифровых объявлений остается поисковая реклама в «Яндексе» и Google, на нее пришлось 137,7 млрд рублей, это 42% от общего объема.
АРИР оценила традиционные сегменты продвижения в интернете — имиджевую (branding) и performance-рекламу (оплата за действие). Объем сегмента performance составил 264,6 млрд рублей. Больше половины из этого пришлось на поисковую рекламу в «Яндексе» и Google — 137,7 млрд рублей, это на 32% больше, чем в 2020 году. Еще 105,8 млрд рублей российские рекламодатели потратили на рекламу, показанную по модели с оплатой за клики или действия (performance CPx) — это контекстные объявления в рекламных сетях, включая MyTarget, Рекламную сеть «Яндекса» и Google AdSense, а также реклама в приложениях и соцсетях.
Объем имиджевой интернет-рекламы (branding, охватная реклама) в 2021 году достиг 59 млрд рублей, из которых 26,7 млрд рублей — баннерная реклама.
С прошлого года АРИР отдельно считает видеорекламу в каждом из сегментов, разделив ее в зависимости от того, выполняет ли она имиджевые задачи или используется как инструмент продаж. Объем performance-видеорекламы в 2021 году вырос на 26% до 21,1 млрд рублей, оценили в АРИР. В продвижение при помощи имиджевой видеорекламы (подсегмент branding video) рекламодатели вложили 32,3 млрд рублей — на 16% больше, чем в 2020 году.
По мнению сопредседателя комитета АРИР по Digital Video Ad, генерального директора GetShop.TV Андрея Григорьева, сегмент видеорекламы восстановился после ковидного 2020 года и показал впечатляющий рост в 2021 году за счет разнообразия продуктовых креативных решений и качественного инвентаря.
В прошлом году благодаря инвестициям площадок в продакшн увеличилось количество отечественного профессионального видеоконтента, что сегодня также благополучно сказывается на динамике развития рынка», — добавил Григорьев.
Оценка объема рынка интернет-рекламы АРИР отличается от подсчетов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). АКАР оценила его в 313,8 млрд рублей. ADPASS писал, что эта разница возникла из-за разной методики подсчета объемов видеорекламы. По словам вице-президента АРИР Алексея Беляева, оценки отличаются «из-за использования различной базы подсчетов в 2020 году, что привело к различным цифрам в 2021 году». При этом оценка динамики роста к 2020 году совпала у обоих ассоциаций — она составила 24%.
Президент АРИР Борис Омельницкий заявил, что в 2022 году при оценке объемов рынка ассоциация планирует сохранить сегментирование по типам решаемых задач: performance — покупка конверсий в результат, branding — покупка узнавания.
Но мы видим, что кризисный период стимулировал рекламодателей следовать концепции brandformance и оценивать по критериям конверсионности вложения в любые рекламные инструменты», — отметил Омельницкий.
В АРИР также сообщили, что оценок новых сегментов цифровой рекламы — classifieds, цифровая аудиореклама, инфлюенс-маркетинг и реклама в маркетплейсах — будут опубликованы позднее.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Рекламный бизнес «Яндекса» растет двузначными темпами, но дефицит рекламного инвентаря сохраняется; каким сайтам главный российский поисковик режет трафик; что происходит с мобильным рекламным инвентарем; почему аудиореклама в «Яндекс Станции» закончилась, не начавшись; как играм «Яндекса» удалось выйти в лидеры по показу рекламы и во сколько обходятся компании ответы, сгенерированные нейросетью YandexGPT. ADPASS выбрал самое интересное из интервью, которое дал «Коммерсанту» директор бизнес-группы поиска и рекламных технологий «Яндекса» Дмитрий Масюк.
О новом проекте в сфере искусственного интеллекта (ИИ) объявили британский WPP Group, крупнейший рекламно-коммуникационный холдинг в мире по выручке, и американская Google. WPP интегрирует нейросетевые модели семейства Google Gemini в свою корпоративную цифровую платформу WPP Open, которой пользуются 35 тысяч сотрудников холдинга и его ключевые клиенты, включая Coca-Cola, L’Oréal и Nestlé. В 2024 году холдинг собирается вложить в ИИ-технологии больше $300 млн, сэкономленные на оптимизации структуры сетевых агентств. Свои проекты в сфере ИИ с использованием технологий от компаний OpenAI, Microsoft, Adobe и Amazon развивают и два других лидера мирового рекламного рынка — Publicis Groupe и Omnicom.
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) обнародовала первую оценку рекламного рынка, рассчитанную по новой методике. В 2023 году индустрия выросла на 30%, до 731 млрд рублей. Большинство ведущих рекламных групп приняло новую методологию, но некоторые участники рынка назвали данные ассоциации «частным исследованием одного из подразделений АКАР». В оценке динамики рекламной индустрии участники рынка незначительно разошлись с АКАР: по их мнению, в прошлом году отрасль выросла на 25-26%.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы