05.06.2023, 17:51

Не пить, не хамить, не драться: маркетплейсы и ПВЗ вышли на джентльменское соглашение

После отгремевшего в марте конфликта между Wildberries и его пунктами выдачи Ассоциация интернет-торговли (АКИТ) озаботилась взаимоотношениями маркетплейсов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Согласно разрабатываемому в ассоциации стандарту, маркетплейсы должны будут предупреждать своих партнеров о будущих изменениях как минимум за две недели. В свою очередь, работники ПВЗ должны будут ходить на работу трезвыми, не хамить клиентам и не драться. Предлагаемый стандарт — не более чем джентльменское соглашение и не накладывает на стороны каких-либо формальных обязательств, считают эксперты. По их мнению, деятельность маркетплейсов нужно регулировать законодательно.

Image by Gerd Altmann from Pixabay

АКИТ разрабатывает стандарты сотрудничества маркетплейсов и ПВЗ. Впервые о разработке документа стало известно в конце марта, а катализатором процесса стала забастовка партнерских ПВЗ маркетплейса Wildberries, которые были крайне недовольны внезапно введенными штрафами за возврат товаров или подмену товаров покупателями. Ситуация раскалилась настолько, что в конфликт вмешались прокуратура и Роспотребнадзор.

Согласно разрабатываемому в АКИТ документу, с которым ознакомилась «Парламентская газета», маркетплейсы должны будут информировать владельцев ПВЗ об изменении условий работы минимум за две недели. В АКИТ также предлагают создать комиссию по урегулированию споров и ввести обучающие курсы для работников ПВЗ.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, введение стандартов также однозначно улучшит качество сервиса для покупателей. Согласно предложению, ПВЗ будут нести ответственность за совершение противоправных действий — подмену или недовложение товара, а также действия, дискредитирующие маркетплейс: сотрудникам ПВЗ предлагается запретить хамить клиентам, драться и выходить на работу в нетрезвом виде.

По словам Соколова, сейчас предложенный проект поддержали шесть интернет-площадок из семидесяти. АКИТ и Ассоциация участников рынка электронной коммерции также обсуждают возможность оказывать в ПВЗ сопутствующие услуги, а также организовывать там вендинговую торговлю.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) — некоммерческая организация, объединяющая крупнейших представителей розничной торговли в интернете. Ассоциация была создана в июне 2012 года с целью «установления равных конкурентных условий» для участников российского рынка онлайн-ритейла и борьбы с монополией поисковых систем, которые на тот момент оказывали существенное влияние на отношение потребителей к интернет-торговле. Сейчас в организацию входят «Авито», «Ашан», DNS, Lamoda, Leroy Merlin, METRO Cash&Carry, Ozon, Wildberries, «Детский мир» и другие ключевые игроки российского e-com-рынка.

Как считает зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, какие бы стандарты не придумывало для себя профессиональное сообщество, они будут являться джентльменским соглашением без каких-то серьезных последствий в случае его нарушения. По мнению депутата, необходимо принять специальный закон о маркетплейсах, так как инициатива саморегулирования, хотя и правильная, проблему не решит.

В случае с маркетплейсами взаимодействующие стороны — это не только продавец и покупатель, считает глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Помимо интернет-площадки и потребителя есть производители товара, ПВЗ, курьеры, поэтому необходим баланс между интересами всех сторон, пояснил он и добавил, что парламентарии и эксперты рассмотрят предложенный проект стандартов взаимодействия маркетплейсов и ПВЗ.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Редакция ADPASS
08.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?