Молодой зритель ушел из кинотеатров вслед за Голливудом

Уход западных киномейджеров из России не мог не отразиться на посещаемости кинотеатров. Молодежь и москвичи по сравнению с прошлым годом стали ходить в кино реже. Зрители по-прежнему хотят видеть в кинотеатрах привычные им новые западные блокбастеры. По их мнению, повысить интерес к отечественному кинематографу смогут нетривиальные и непредсказуемые сюжеты. Эксперты призывают российских режиссеров не бояться экспериментов.

Photo by wong zihoo on Unsplash

Холдинг «Цифровое телевидение» и трекер «Кинозритель» провели опрос на выходе из кинозалов в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Красноярске. Целью опроса было выяснить, как изменилась посещаемость кинотеатров за последние полгода. В исследовании приняли участие 1780 человек.

По сравнению с прошлым годом большинство зрителей (54%) ходят в кино так же часто, как и раньше. 39% респондентов сократили посещение кинотеатров. Чаще стали ходить в кино 7% опрошенных, сообщают «Ведомости».

Голливудские киностудии Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount в марте 2022 года ушли с российского кинорынка из-за военных действий в Украине. Американские мейджоры приносили российской кинокассе самый большой доход. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», на сборы от зарубежных кинофильмов в 2021 году пришлось 74,4% от всего бокс-офиса страны, составившего по итогам прошлого года 40,7 млрд рублей. В период с марта по июнь 2022 года по сравнению с прошлым годом кассовые сборы сократились почти в 2,7 раза и составили всего 6,1 млрд рублей.

Лидерами по падению интереса к кино стали кинозрители в возрасте от 25–34 лет и жители Москвы. По сравнению с прошлым годом они стали посещать кинотеатры реже на 54% и 45% соответственно. Подростки 12–17 лет не только сохранили свой интерес к кинопоказу, но и стали ходить в кино чаще (+10%). Россияне старше 45 лет остались самой постоянной аудиторией кинотеатров: 66% опрошенных из этой группы сообщили, что их привычки не изменились, они также часто ходят в кино, как и годом ранее.

Вкусовые предпочтения российского зрителя в этом году не изменились. Кроме фильмов ушедших зарубежный мейджоров 37% зрители хотели бы видеть в кинотеатрах новое европейское кино. Азиатские новинки в кинопрокате хотели бы видеть 20% респондентов.

В повторном прокате 25% зрителей интересуют прежде всего зарубежные кассовые лидеры 80-х и 90-х годов, такие как «Телохранитель», «Красотка», «Форрест Гамп» и популярные российские картины, вышедшие на рубеже тысячелетий («Брат», «брат-2», «Сибирский цирюльник») — 24%. Около четверти зрителей (24%) также готовы сходить в кино на классику мирового кинематографа. Поклонников советской классики («Москва слезам не верит», «Собачье сердце» и др.) меньше, лишь 16% готовы отправиться в кино, чтобы еще раз увидеть эти киноленты.

По мнению 11% опрошенных (самый популярный ответ) российское кино станет лучше, если его сюжеты станут более нетривиальными и менее предсказуемыми. 9% хотели бы видеть в отечественных кинофильмах других актеров, а те, кто уже снимается, должны играть лучше. Лишь 2% считают, что качественный перелом в российском кино может произойти только в том случае, если фильмы станут умнее, глубже и серьезнее. Такой же мизерный процент опрошенных (2%) полагает, что количество патриотического кино, как и пропаганды патриотизма в фильмах, необходимо сократить.

Гендиректор холдинга «Цифровое телевидение» (ЦТВ) Роберт Гндолян полагает, что резкий спад посещаемости кинотеатров является следствием сформировавшейся у россиян привычки к зрелищным и масштабным премьерам, в том числе от западных кинокомпаний. По его словам, сейчас кинотеатры используют все возможности для замены контента ушедших мейджоров, в том числе приобретают к повторному прокату как к одному из решений по расширению репертуара. Но для того, чтобы такие показы привлекли зрителя необходимо сделать из них событие, полагает Роберт Гндолян. «К примеру, добавить дискуссии с кинокритиками, историками кино, которые откроют культовые фильмы с новых ракурсов. Таким образом, получится создать особенную атмосферу вокруг показов, которую оценит зритель», — предполагает топ-менеджер.

Руководитель исследований Института кино ВШЭ Олег Иванов заявил изданию, что последние 20 лет российский рынок кинопоказа живет кинособытиями. Его двигатели — ленты, которые являются новыми в своем роде, и не важно, в чем именно заключается новизна: тема, конструкция, жанр или актеры. Запрос аудитории на непредсказуемый и нетривиальный сюжет вполне логичен, резюмирует эксперт. По мнению Олега Иванова, российские режиссеры, как правило, идут по тренду, пытаются предугадать запрос аудитории, создавая кинокартины в популярном жанре, привлекая известных актеров. «А этот запрос нужно формировать и не бояться при этом экспериментов», — добавил он.

Авторы:
Артемий Шохор
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Исследования Маркетинг Поведение потребителей Кризис

Воодушевление, страх и грусть

Как изменилось поведение потребителей этой весной
Кризис Вопрос-ответ NMi Group «Крах ждет экс-международные группы без сильных российских партнеров»
Юлия Орлова, генеральный директор NMi Group
Исследования Маркетплейсы E-commerce

Интернет-торговля удерживает пандемийный уровень

«Яндекс.Маркет» и GfK Rus исследовали российскую онлайн-торговлю в 2021 году
Украинский кризис драматично повлиял на кадровую политику в рекламной отрасли, следует из исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). 57% опрошенных агентств уволили часть работников, 46% из них — до половины своего штата. 54% агентств сократили зарплаты. Менее распространенной антикризисной мерой стал перевод сотрудников на удаленную работу — так поступили только 31% опрошенных компаний.