Депутат Горелкин погнался за «информационным пузырем» «Яндекса» и VK

Вслед за Китаем и нога в ногу с США Россия идет к созданию «объективного интернета». Пользователь сможет запрещать поисковикам использование рекомендательных алгоритмов. Но это ударит по доходам крупнейших сервисов, которые выступили против готовящихся изменений в законодательстве. ADPASS разбирался, откуда в Россию проросли «информационные пузыри».

VK и «Яндекс» выступили против поправок в закон об информации, предлагаемых депутатом от «Единой России» Антоном Горелкиным. Депутат предлагает:

  • обязать интернет-ресурсы информировать граждан об использовании их данных для рекомендательных алгоритмов;
  • запретить использование рекомендательных алгоритмов для распространения запрещенного контента;
  • обязать публиковать контакты для направления «юридически значимых сообщений» от пользователя (инициатор поправок рассчитывает, что граждане будут сигнализировать о появлении недобросовестных рекалгоритмов).

За соблюдением новых обязанностей будет следить Роскомнадзор.

Свой персональный мини-интернет есть у каждого. Интернет-сервисы анализируют индивидуальные поисковые запросы, интересы, историю просмотренных видео, посты в социальных сетях, реакции на посты других пользователей и множество различных «информационных следов», остающихся за человеком в интернете. Учитывается все вплоть до технических характеристик используемых устройств. К этому добавляются демографические и социальные данные. Собранные интернет-компаниями сведения используются ими для предоставления людям релевантной (с точки зрения сервисов) информации. Но заблуждаться не стоит: сбор данных ведется не в гуманитарных целях, а для того, чтобы сервисы могли заработать на продаже рекламы. Недовольные могут конечно включить режим «Инкогнито» в браузере, но получат скорее успокоительное, а не решение проблемы.

Непрозрачная система сбора данных и бесконтрольная работа рекомендательных алгоритмов позволяют сервисам продвигать выгодную для них повестку и скрывать неудобный контент. В пояснении к законопроекту утверждается, что такие технологии препятствуют реализации права на свободный поиск, получение информации и создают вокруг пользователя «информационный пузырь». Термин, да и весь проект российского законодателя Горелкина не оригинален, — он позаимствован в США.

Понятие «пузырь фильтров» (filter bubble) было впервые употреблено интернет-активистом Илаем Парайзером. В 2011 году он выпустил книгу «Пузырь фильтров: что интернет прячет от тебя» («The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You»). В качестве примера пузыря он привел такую ситуацию. Один пользователь вводит в поиск запрос «British Petroleum», и поисковик выдает ему инвестиционные новости. Другой пользователь с таким же запросом получает информацию о взрыве нефтяной платформы «Deepwater Horizon». Страницы поисковой выдачи у разных пользователей абсолютно разные. В результате «эффект пузыря» может сформировать неправильное мнение о происходящем и предоставить возможности для манипуляций.

VK и «Яндекс» небезосновательно считают, что в случае принятия законопроекта их продукты станут неконкурентными и ухудшат их позиции. При появлении возможности отключения рекомендательных алгоритмов, по некоторым оценкам, ей воспользуются до трети пользователей.

По информации газеты «Коммерсант», в сервисе «VK Клипы», призванный конкурировать с ушедшим TikTok, до 97% просмотров приходится на рекомендации. В основе запущенного недавно сервиса «VK Видео» должен будет использоваться «рекомендательный алгоритм, способный соперничать с YouTube». По мнению источника газеты, предлагаемые нормы затрагивают и поисковые сервисы «Яндекса»: «Регулирование рекомендательных алгоритмов поисковых систем избыточно, поскольку они уже регулируются отдельными законами и на них наложены обязанности при распространении информации».

Сейчас в США идет обсуждения закона, получившего название «Акт о прозрачности пузыря фильтров» (Filter Bubble Transparency Act). В случае его принятия сервисы будут обязаны предоставить пользователям альтернативу на основе алгоритма «прозрачного ввода», который будет формировать поисковую выдачу без учета собранных сервисом данных пользователя.В Китае закон с аналогичными требованиями: «Положение об администрировании рекомендаций по алгоритмам информационных служб Интернета (2022 г.)» вступил в силу 1 марта 2022 года.

Авторы:
Артемий Шохор
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Роскомнадзор отказался отложить запуск системы тотального учета рекламы в российском сегменте интернета, которая должна заработать 1 сентября 2022 года. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) просили полугодовую отсрочку до марта 2023 года, мотивировав ее тем, что госбюджет на создание системы маркировки рекламы не предусмотрен, а расходы участников рынка на создание необходимой инфраструктуры составят 20 млрд рублей. Затраты на исполнение закона нанесут критический урон рынку, считают в ассоциациях. Точку зрения отраслевых объединений сегодня поддержали крупнейшие рекламные группы на круглом столе на конференции Digital Brand Day: они опасаются, что после того, как новый закон вступит в силу, «рынок интернет-рекламы может встать».
В вечернем дайджесте: «Яндекс» выложил в открытый доступ крупнейшую русскоговорящую нейросеть, у видеосервисов VK - новый директор, разработчики получат от VK Play больше.
Лишения свободы
Аналитика Big Data Таргетинг VK

Экосистему загрузили на платформу

Группа VK выпустила VK Customer Experience Hub – новую платформу для анализа поведения пользователей экосистемы на всех этапах воронки продаж и для автоматизации коммуникационных стратегий.