В рекламной группе, занимающей первое в рейтинге АКАР и Sostav.ru, традиционно не согласились с оценкой экспертов АКАР. В OMD OM Group считают, что в январе-сентябре рекламный рынок рос не так быстро — всего на 21% (468 млрд рублей без НДС). Представитель компании не уточнил, учитывает ли эта цифра объемы в ритейл-медиа или нет. При этом ТВ-сегмент увеличился на 12% (135 млрд), интернет — на 25% (273 млрд). Быстрее всего росла наружная реклама (ООН) — на 32% (43 млрд). Радиореклама прибавила 28% (12,7 млрд), а печатная пресса упала на 13% (3,1 млрд). Представитель OMD OM Group не стал комментировать данные по интернет-рекламе от Роскомнадзора, отметив, что «хотел бы видеть больше деталей», чтобы понимать, каким образом ведомство получило «озвученную цифру».
Оценки остальных рекламных групп, входящих в топ-6, близки или совпадают с данными АКАР. В «Оккам» говорят о динамике рекламных инвестиций за три квартала в размере 28% (без учета сегмента e-com для корректности сравнения с данными АКАР). Наибольший рост показатели цифровые медиа (+32%), ТВ (+20%) и наружная реклама (+39%). По прогнозу операционного директора «Оккам» Дарьи Куркиной, без учета ритейл-медиа объем рынка по итогам 2023 года составит около 700 млрд (+24,6%), а с учетом — 895 млрд рублей (+47%). В обоих случаях речь идет о оценке без НДС.
В «Родной речи» заявили, что итоги первых трех кварталов от АКАР совпадают с собственными прогнозами группы. По словам старшего вице-президента «Родной речи» Сергея Белоглазова, по итогам 2023 года рынок вырастет на 32%, до 741,6 млрд, если включать бюджеты ритейл-медиа, и на 23%, до 637,5 млрд рублей без включения их в анализ (НДС не учитывается). Ранее «Родная речь» опубликовала прогноз, согласно которому в 2023 году сегмент интернет-рекламы с учетом ритейл-медиа увеличится до 454 млрд (+40%), а без учета — до 349,9 млрд рублей (+25%). Объем телерекламы достигнет 202,9 млрд (+20%), наружной рекламы — 62,8 млрд (+30%), радио — 17,6 млрд (+20%), а пресса упадет до 4,3 млрд (-15%).
Директор по аудиту и аналитике группы АДВ Камиль Хаджиахметов отметил, что в 2023 году рынок увеличится на 33%, включая e-com-сегмент, и на 24%, если его не учитывать. По его мнению, телереклама за первые девять месяцев на фоне отрицательной динамики I квартала выросла всего на 15-20%, наружка и радио показали рост в диапазоне 20-30%. Активная положительная динамика сегмента e-com позволила интернету вновь занять лидерские позиции и увеличиться более чем на 40%.
Директор по трейдингу и медиапартнерствам Group4Media Михаил Елисейкин констатировал, что «представление АКАР о развитии российского рекламного рынка за три квартала 2023 года соответствует оценке, которую ранее публиковала компания». В летнем прогнозе Group4Media говорилось, что в 2023 году медиаинвестиции увеличатся на 30%.
По словам гендиректора агентства Media Wise (Media Direction Group) Николая Муравьева, за три квартала «рынок показывает динамику близкую к 30-процентному росту». В Media Wise прогнозируют, что в 2023 году рост в отрасли составит 25% по сравнению аналогичным периодом прошлого года.
Данные рекламных групп, как и цифры АКАР пока сложно сравнивать с данными об объемах интернет-рекламе от Роскомнадзора, отмечают эксперты. Дело в том, что участники рынка в своих оценках ориентируются на методологию АКАР. Так, по словам Николая Муравьева, именно ее используют в Media Wise. «Мы анализируем рынок по традиционным направлениям интернет-размещения, и пока сложно сказать, что вошло в цифру, обнародованную Роскомнадзором, какие направления и какие кампании внутри этих направлений оценивались», — отметил эксперт.