Пользователи Apple или Google ID скоро не смогут почитать книгу на «Литресе» или поиграть на VK Play. Платформы меняют политику входа и отказываются от услуг иностранных сервисов авторизации. Изменения в правилах вызваны новыми законодательными требованиями. С 1 января 2025 года зайти в личном кабинете на российском сайте можно будет, только используя местные решения для аутентификации пользователя, например, «Госуслуги» или VK ID. На «Литрес» новые правила вступят в силу 22 апреля 2024 года, в VK конкретных сроков не назвали.
Закон о персональных данных подешевел для бизнеса
Бизнесу не придется тратиться на непрерывное подключение к системе предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). Этот пункт исчезнет из поправок к закону «О персональных данных». Кроме того, будет упрощена процедура трансграничной передачи персональных данных.
По сообщению газеты «Коммерсант», на заседании рабочей группы в Госдуме было решено смягчить требования к бизнесу, предложенные в изменениях к закону «О персональных данных».
Из поправок будет исключено требование ко всем операторам персональных данных о непрерывном подключении к системе предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). Также предлагается откорректировать и упростить процедуру взаимодействия бизнеса с Роскомнадзором.
Поправки к закону подготовила группа депутатов во главе с Александром Хинштейном. 24 мая они были приняты Госдумой в первом чтении. Поправки регулируют процедуру трансграничной передачи персональных данных. В случае их вступления в силу все организации-операторы будут должны уведомлять о такой передаче Роскомнадзор. Иностранные государства планируется разделить на две группы: доверенные страны, «обеспечивающие адекватную защиту прав субъектов данных», и остальные. Для работы с первыми понадобится уведомление, для вторых — отдельное разрешение.
По оценке «Опоры России» поправки могут стоить бизнесу 1,7 трлн рублей — во столько обойдется оборудование. К этой сумме нужно добавить 33 млрд рублей ежегодных затрат на организацию процесса взаимодействия с Роскомнадзором.
Предполагаемый срок вступления в силу положений законопроекта о трансграничной передаче данных сдвинут на март 2023 года. Ранее его действие должно было начаться через десять дней после опубликования закона.
Депутат Хинштейн заявил, что нормы скорректируют таким образом, что бизнесу будет необходимо сообщать в Роскомнадзор о трансграничной передаче данных только при первом взаимодействии с новой для себя страной.
В случае, если страна обеспечивает адекватную защиту прав субъектов данных, то после подачи уведомления предприниматели могут не дожидаться ответа контролирующего органа. Перечень таких стран составляется Роскомнадзором.
На заседании рабочей группы в это перечень, по словам представителей Роскомнадзора, был включен Китай.
Авторы поправок относят к странам, «обеспечивающим адекватную защиту прав субъектов данных», государства, подписавшие «Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», или иное государство, если его правовые нормы соответствуют конвенции.
Для стран, не выходящих в соответствующий список, срок рассмотрения обращений сокращен с 30 до 10 дней.
Внесены изменения в порядок уведомления Роскомнадзора об утечке персональных данных. Бизнес теперь будет сообщать о них после обнаружения события утечки, а не после того, как она произошла. Уведомление должно быть отправлено в течение 24 часов. Эта норма должна начать действовать с 1 сентября 2022 года.
ADPASS ранее подробно писал о предложенных поправках
Президент Ассоциации больших данных (АБД) Анна Серебряникова сообщила изданию, что регуляторами и отраслью была проведена большая работа и достигнут компромисс на концептуальном уровне. Она выразила надежду на корректное отражение договоренностей в редакции проекта ко второму чтению.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Реклама банков и микрофинансовых организаций нуждается в охлаждающих фразах, которые помогут потребителям здраво оценить риск и свои финансовые возможности. Такие поправки в закон «О рекламе» подготовили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Ассоциация банков России (АБР) и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Законопроект могут внести в Госдуму в апреле. Разработчики считают, что одних упоминаний полной стоимости и условий кредита, которые финансисты сегодня обязаны включать в свою рекламу, недостаточно, чтобы защитить потенциальных заемщиков от кредитной кабалы.
Власти британского города Шеффилда решили оградить жителей от вредной рекламы. Под флагом борьбы с гринвошингом — маркетингом, маскирующимся под экологичность, — городской совет запретил рекламировать на муниципальных ресурсах фастфуд, дорогостоящие краткосрочные кредиты и вейпы, а также бренды, связанные с ископаемым топливом. В последние записали авиакомпании и аэропорты вместе со всеми автомобилями за исключением электрических. Голоса депутатов, напоминавших о дефиците городского бюджета в размере $22,3 млн, услышаны не были.
Свобода слова для госслужащих и торговля лекарствами в социальных сетях стали объектом пристального внимания американских властей. Верховный суд США решил, что чиновник, запретивший комментарии и блокировавший кому-то доступ к своей странице, может нарушить закон – «при определенных обстоятельствах». Одновременно идет расследование в отношении компании Meta*, которую в США подозревают в причастности к нелегальной торговле лекарствами и запрещенными веществами на своих платформах.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы