Проект «закона о маркетплейсах», поступивший в Госдуму в начале апреля и предполагающий жесткое регулирование интернет-агрегаторов, был встречен главными игроками рынка в штыки. Сначала им не понравилось, что законопроект разрабатывался без их участия. Теперь, ознакомившись с текстом документа, e-com собрал свои замечания и изложил их в письмах, направленных главам Госдумы и Совета федерации от имени отраслевых ассоциаций. Большинство предложенных норм категорически не устраивает бизнесменов. Например, они выступают против ограничения комиссии маркетплейсов и запрета взимания с покупателей платы за возврат товар. Если учесть все e-com-пожелания, то закон можно и не принимать.
В России снизился уровень собачьей жизни: продажи товаров для домашних животных упали на 26%
В январе-феврале 2023 года россияне купили на четверть меньше товаров для животных, чем в тот же период годом ранее. Число покупок и средний чек сократились из-за сужения ассортимента, общей экономии и запасливости россиян, купивших все необходимое для питомцев в 2022 году. Из общей тенденции выбиваются маркетплейсы, где продажи товаров для животных растут. Участники рынка стараются заменить выпавшие позиции продукцией из Китая, Индии и Турции и рассчитывают на рост по итогам года.
Платежные сервисы собрали статистику по тратам россиян на домашних животных. По информации CloudPayments, за январь-февраль 2023 года оборот этой товарной группы снизился на 26% по отношению с тем же периодом прошлого года, количество транзакций — на 10%, средний чек — на 18%, до 5,8 тыс. рублей. Как сообщили в Tinkoff Data, сумма расходов на специализированных сайтах в категории товаров для питомцев в первые два месяца текущего года сократилась на 19%, а число покупок на 15% год к году, пишет «Коммерсантъ».
Данные операторов подтверждает статистика NielsenIQ. Аналитическая компания зафиксировала, что в январе-феврале 2023 года продажи кормов для собак в натуральном выражении в розничных сетях сократились на 7,9% год к году, а лакомств для кошек и собак — на 11,7%. Одновременно в NielsenIQ отметили рост продаж кормов для кошек на 1,3% год к году.
У части россиян еще могут оставаться запасы кормов для питомцев, сделанные впрок в прошлом году, предполагает президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев. Эксперт считает, что к сокращению ассортимента привели сложности с импортом готовых кормов и сырья. По его словам, в отечественных кормах для домашних животных эконом-сегмента импортные компоненты занимают около 5%, а в премиум-сегменте 30-40%. Стараясь сэкономить, многие владельцы переводят своих питомцев на дешевый корм или натуральную еду, рассказал Дмитриев.
Ажиотажный спрос на импортные корма в первые месяцы 2022 года подтверждает гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова. По ее словам, закупки были спровоцированы потребительскими опасениями дефицита после начала военных действий в Украине и ограничениями Россельхознадзора на поставку импортных кормов. Снижение среднего чека, считает эксперт, также связано с сокращением ассортимента диетических и лечебных кормов, стоимость которых была самой высокой в категории.
Но маркетплейсы, в отличие от розничных ритейлеров и интернет-магазинов, сообщают о росте продаж товаров для животных. В Ozon продажа товаров сегмента в январе-феврале почти удвоилась, а на Wildberries увеличилась на 88% год к году. При этом в Wildberries доля кормов российского производства выросла за год на три процентных пункта и сейчас на нее приходится около 69% продаж товаров сегмента.
Разница тенденций может быть объяснена низкой базой результатов маркетплейсов. Так, по данным NielsenIQ, только 9% от всех продаж товаров для животных происходит через интернет.
Все дистрибуторы рассчитывают на улучшение ситуации в течение года. Татьяна Колчанова предполагает, что по итогам 2023 года продажи товаров для животных вырастут. Эксперт объясняет возможный рост появлением возможностей для активного развития у местных производителей и заменой европейской продукции товарами из Китая, Турции и Индии.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Продолжаем разбирать ошибки в e-commerce приложениях и их влияние на репутацию бренда, отношение потребителей и продажи. В этот раз под нашим прицелом три участника eGrocery-рынка с рейтингом в сторах 2–4 звезды.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы