Удалить нельзя индексировать

Спустя три года с момента подписания участниками рынка антипиратского меморандума «Яндекс» решился на радикальные меры в отношении пиратских сайтов. С 2022 года в поисковой выдаче интернет-компании будут представлены только ролики сервисов-подписантов меморандума, заключивших с «Яндексом» новое соглашение. Онлайн-кинотеатры опасаются, что, опираясь на полученные от них данные, «Яндекс» сможет регулировать ценовую политику своего видеосервиса «Кинопоиск».

ИТ-гигант меняет правила работы с партнерами-видеохостингами и предложит им подписать специальное соглашение, сообщил в блоге компании Андрей Стыскин, директор бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса». Сегодня поисковик индексирует информацию, находящуюся в публичном доступе в интернете и не может знать, есть ли у того или иного партнёра права на контент. Поэтому легальность видео могут проверить только площадки, на которых оно размещено, объяснил он свою позицию.

Видеосервисы будут обязаны отвечать за легальность своего контента и гарантировать «Яндексу» возмещение убытков в случае обнаружения пиратского контента на их сервисах, уточнил «Коммерсанту» представитель «Яндекса». По его словам, интернет-компания уже заключила соглашение с Rutube и НТВ и находится в процессе подписания с Megogo и «Москва 24».

«Яндекс.Видео» сегодня выдает в результатах поиска видеоплееры более 30 партнеров. Ранее сервис назвал сторонние видеоплееры-лидеры по просмотрам в 2020 году — YouTube, Rutube, «Одноклассники», «ВКонтакте» и Mail.ru. При этом «Яндекс» активно развивает собственный видеосервис «Кинопоиск».

По словам Стыскина, планировалось, что новая политика начнет действовать с ноября 2021, однако затем «Яндекс» пошел «навстречу партнёрам, не успевшим подписать соглашение» и передвинул сроки на начало 2022 года.

Антипиратский меморандум работает по заявительному принципу. Чтобы во внесудебном порядке удалить найденную в поиске ссылку на нелегальную копию своего сериала или фильма, правообладатель должен обратиться в интернет-компании, присоединившиеся к меморандуму. Со стороны интернет-площадок участниками меморандума стали «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler Group, сообщали «Ведомости». Со стороны правообладателей — медиакомпании «Первый канал», холдинг ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа» (НМГ), ассоциация «Интернет-видео» (АИВ, онлайн-кинотеатры Ivi, Okko, Megogo и т.д.) и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ, объединяет ведущие российские продюсерские компании). С момента подписания меморандума «Яндекс» удалил из поиска более 24 млн ссылок на пиратский контент, сообщил Стыскин.

Для пиратских онлайн-кинотеатров «Яндекс» до последнего времени оставался основным источником трафика несмотря на то, что в ноябре 2018 г. компания присоединилась к антипиратскому меморандуму. По оценке Group-IB (специализируется на расследовании киберпреступлений), год назад, в начале ноября 2020 года доля «Яндекса» в трафике на пиратские видеосервисы составила 90%. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года показатели снизились всего на 5%. В 2018 году глава онлайн-кинотеатра ivi.ru Олег Туманов выступил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) с презентацией, из которой следовало, что доля «Яндекса» в поисковом трафике десяти крупнейших пиратских ресурсов составляла 78%. Созданная в рамках антипиратского меморандума система работает не слишком эффективно, отмечал главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Из крупных видеосервисов заключать соглашение с «Яндексом» пока не планирует «VK Видео», сообщил представитель видеосервиса «Коммерсанту». По его словам, компания работает над тем, чтобы открыть доступ к видеоконтенту «без помощи поисковых систем».

Конкуренты опасаются, что обновленный формат партнерства позволит «Яндексу» получить доступ к информации об их контенте и ценах на него. 

В этом случае поисковик получит «невероятное преимущество», считает собеседник «Коммерсанта» на рынке онлайн-видео: опираясь на полученные данные «Яндекс» сможет регулировать цены для своего видеосервиса.

Представитель крупнейшего онлайн-кинотеатра ivi надеется, что новые правила «Яндекса» позволят «убрать из индексации сайты с нелегальным контентом». При этом он надеется, что отображение в «Яндекс.Видео» собственных сервисов поисковика не будет дискриминировать платформы партнеров, как происходило с «колдунщиками».

В феврале этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала «Яндексу» предупреждение. Служба потребовала до 1 апреля обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для конкурирующих с поисковиком участников рынка. «Яндекс» предупреждение не исполнил, после чего в апреле ФАС возбудила дело против «Яндекса». В ответ интернет-компания подала на ФАС в суд, потребовав признать незаконным возбуждение дела по «колдунщикам».

Авторы:
Диана Добродий
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

«Яндекс» опубликовал годовой отчет за 2021 год. Хотя компания по-прежнему получает значительную часть доходов от рекламы, их доля продолжает стремительно сокращаться. В прошлом году на рекламу впервые пришлось менее половины доходов «Яндекса». Вместе с тем доля нерекламных доходов за два года выросла более чем в полтора раза. Несмотря на рост выручки, чистая прибыль компании в рублевом выражении снизилась на 37,25% до 14,7 млрд рублей. Строить прогнозы, даже краткосрочные, компания отказалась.
«Яндекс.Маркет» объявил о важном изменении в своей системе расчета индекса качества продавца. Теперь этот показатель будет рассчитываться за последние 7 дней работы, а не за 30, как было раньше. В случае если у продавца за неделю заказов было немного, то для расчета будут применяться данные за последние 50 заказов. В выигрыше окажутся самые ответственные продавцы.
Госрегулирование Контент Авторское право

Бери и смотри

Западные кино, музыку и игры предлагают раздавать бесплатно