19.07.2023, 12:26

Право на отписку: граждан будут заранее уведомлять о каждом списании средств по подписке

Депутаты нескольких фракций подготовили законопроект, обязывающий онлайн-сервисы заранее уведомлять клиентов о списании платы за подписку. Он может вступить в силу с 1 марта следующего года. В Минцифры инициативу считают оправданной и предлагают распространить сферу ее применения не только на аудио-визуальный контент. В профессиональном сообществе единого мнения на изменение законодательства нет.

«Законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения. Но она может быть установлена»

О законодательной новинке узнали «Ведомости» от депутата «Единой России» Антона Немкина и и вице-спикера от «Новых людей» Владислава Даванкова. В разработке документа кроме «Единой России» и «Новых людей» также участвовали люди из ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России».

Нужно закрепить в законодательстве обязанность для сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку», — сказал Немкин.

Основной смысл такой меры — дать клиенту больше возможностей управления подпиской, избавить его от «услуги» списания средств по умолчанию.

Немкин сказал, что в уведомлении должна быть указана дата списания, инструкция, как прекратить подписку, и ссылка на платформу, где собственно можно отказаться. Депутат заверил издание, что законодательные изменения «никак не скажутся на бизнесе добросовестных компаний», большинство из которых и так выполняют эти требования.

По этой же причине законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения. Но она может быть установлена позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм», — заявил Немкин.

Минцифры и Роспотребнадзор об уведомлении о продлении подписки

«Ведомости» ознакомились с заключением на законопроект Минцифры. Чиновники хотят от нового закона даже больше, чем депутаты, — распространить уведомления на все услуги подписки.

Принимая во внимание, что услуги по подписке являются распространенной практикой в различных сферах, целесообразно рассмотреть вопрос о комплексном регулировании в рамках законопроекта правоотношений, возникающих вследствие применения указанной бизнес-модели», — сказано в заключении за подписью замминистра Бэллы Черкесовой.

Где распространена подписная модель

Подписная модель распространена среди операторов сотовой связи, онлайн-кинотеатров, маркетплейсов (например, Ozon Prime), интернет-компаний («Яндекс плюс», VK Combo) и банков («Сберпрайм», Tinkoff Pro). «Ведомости» приводят данне АНО «Диалог», согласно которым 25% российских интернет-пользователей когда-либо имели опыт оплаты подписок, в Москве цифра выше — 37%. Однако сейчас подписку оплачивают только 13% респондентов по России и 27% — в Москве.

«Ведомости» получили также заключение Роспотребнадзора, подписанное руководителем ведомства Анной Поповой. Она считает необходимым ввести в законодательство понятие «цифровых продуктов (товаров)», а также более четко определить права и обязанности интернет-платформ как правообладателей контента, который получает пользователь по платной подписке.

Представитель Роспотребнадзора напомнил изданию, что они всегда выступали за то, чтобы сервисы, предлагающие платные интернет-подписки, регулировались законодательством о защите прав потребителей.

Профсообщество разошлось в мнениях об уведомительном порядке

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ выступает за новый законопроект. Он напомнил, что такой порядок существовал для операторов связи: закон позволял им брать плату с абонентов за рассылку контента в смс-сообщениях, если абонент не выражал явного желания отписаться от услуги. Но затем нормы были скорректированы. «Аналогичный подход следует распространить и на онлайн-подписки», — считает Шелищ.

С критикой инициативы выступил гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (туда входят все ведущие онлайн-кинотеатры) Алексей Бырдин. Он привел данные недавнего исследования АНО «Диалог», согласно которым только 2% респондентов в Москве и 5% респондентов в России имеют неиспользуемые подписки, но 40% из них отмечают, что планируют дальше пользоваться сервисом.

Отсутствие необходимости каждый раз подтверждать списание средств — это уникальное свойство подписной модели, которое представляет для пользователя удобство, а не проблему», — уверен Бырдин.

«Предполагается, что активный пользователь сервиса нуждается в уведомлении о списании, чтобы каждый раз принимать решение о продлении или отказе от подписки. Но эта гипотеза противоречит самой сути подписной модели, основанной на долгосрочном взаимодействии потребителя с сервисом», — уточнил он.

Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета, оценивает отток пользователей, оплачивающих подписку, в случае принятия законопроекта в 20–40%. Но окончательная цифра «будет зависеть от финальной версии законопроекта».

Как уведомляют о списании в крупнейших онлайн-сервисах

«Сбер» рассылает такие уведомления за два дня до планируемой транзакции, рассказал «Ведомостям» представитель банка: «Принятие законопроекта, по нашим оценкам, не окажет влияния на клиентскую базу наших подписок, потому что мы уже давно работаем в соответствии с прописанными в нём правилами».

«Яндекс» предупреждает пользователя только о первом обязательном платеже за подписку после бесплатного пробного периода, сообщил изданию представитель компании.

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
20.09.2023
Редакция ADPASS
06.09.2023
Редакция ADPASS
04.09.2023