«Море водки, пива таз»

Умер режиссер Александр Рогожкин — автор «Особенностей национальной охоты». Он не только создал первую франшизу российского кино, но и научил российских кинематографистов привлекать рекламные деньги. Корреспондент ADPASS Роман Овчинников вспомнил бренды, засветившиеся в «Особенностях». Как ни странно, Генерал и его товарищи рекламировали не только водку.

Шел лихой 1994 год. Производственные базы больших студий развалены, кинопроката нет, доходов от продажи видеокассет нет, как и от показа фильмов по телевидению. И в этой обстановке режиссер мрачного артхауса Рогожкин, собрав малоизвестных актеров и непрофессионалов, сделал фильм на уровне лучших советских комедий, который рассмешил до слез всю страну.

Естественно, ни о каком продакт-плейсменте в первых «Особенностях» речи быть не могло. Герои просто весь фильм пили водку, повернутую к камерам обратной стороной бутылки. То, что фильм надо продолжать, стало ясно практически моментально. Тем более что к производству франшизы подключился создатель главных российских хитов 90-х и 2000-х, основатель компании «СТВ» Сергей Сельянов («Брат», «Бумер», «Жмурки», серии полнометражных мультфильмов по русским сказкам).

Сельянов сразу оценил коммерческий потенциал «Особенностей». И чтобы усилить зрительский интерес, предложил снять новогодний блокбастер. Как это делают теперь создатели бесконечных «Ёлок». Были привлечены уже ставшие звездами герои предыдущего фильма, плюс такие тяжеловесы как Сергей Маковецкий и Леонид Ярмольник. Спонсором фильма выступил один из крупнейших банков того времени — Инкомбанк. Только одно но. Фильм назывался «Операция «С Новым годом», который и вышел в 1996-м. По сюжету это та же пьянка, что и в «Охоте», но только в больнице 31 декабря, куда попали все герои в результате разнообразных травм. Но догадаться из названия, что это продолжение того самого фильма было конечно невозможно. До сих пор этот фильм не идентифицируют как одну из частей франшизы. Любопытно, что наемных убийц в этом фильме играют наивный финн из «Охоты» Вилле Хаапасало и Виктор Сухоруков, который закрепил успех нового амплуа через год в «Брате».

В фильм создатели привлекли достаточно много брендов. Это пиво RedBull (никакого отношения к одноименному энергетику оно не имеет). В середине 90-х производство в России этого немецкого бренда пытались наладить предприниматели Александр Лифшиц и Евгений Кашпер. А сам бренд мелькал очень часто по телевидению, был одним из ведущих рекламодателей. Тогда не стеснялись, промоутируя продукт. Пиво RedBull запивалось в картине водкой «Довгань» (еще один алкобренд фильма), его же употреблял интерн для храбрости перед операцией. В фильме засветилось игристое Asti Mondoro, мобильная связь компании «Дельта Телеком».

«Операция с новым годом». Реклама пива RedBull и «Дельты-телеком»

Только к третьему фильму авторы осознали, что надо продвигать уже название, ставшее нарицательным. Так и появились «Особенности национальной рыбалки» (1998 год). В этом фильме герои перешли на водку «Урожай», которой смогли заправить даже подводную лодку. А закусывали пельменями «Равиоли». В фильме еще рекламируется новый формат связи — GSM. Единственным оператором Петербурга, работавшим в этом формате, была компания «Северо-западный GSM» (нынешний «Мегафон»). Герои активно разговаривают по телефонам с поддержкой GSM, что зрителями тогда четко считывалось. При этом сам бренд «Северо-западный GSM» в отличие от «Дельта Телеком» не показывали.

Пельмени «Равиоли»

В следующем фильме франшизы — «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000) герои пьют водку «Русский размер» холдинга «Веда». Наконец, в последнем авторском фильме — «Особенности национальной политики» (2003 год) — герои неожиданно перешли на молдавское вино и коньяк. По сюжету Генерал избирается губернатором одного из российских регионов. В качестве руководителей штаба привлекает уже знакомых всем персонажей. Но пить их призывает «хорошие, благородные напитки». Таким напитком стало красное вино Marco Polo торговой компании Garling. Еще из фильма можно было узнать, что именно это молдавское вино «повышает потенцию».

В 2007-м вышел шестой и наверняка последний фильм — «Особенности национальной подледной ловли, или отрыв по полной», где снялись несколько героев предыдущих картин. Законодательство о рекламе алкоголя к этому моменту уже ужесточилось. Поэтому герои вернулись к употреблению небрендированной водки. Но зато в фильме рекламируется сеть магазинов «Экспедиция», в которой экипировались герои, и лотерейные билеты «Почты России», которые приносят в итоге ее героям «беспрецедентный выигрыш». Получают деньги и дают интервью об этом они на фоне Сбербанка. К тому времени Александр Рогожкин уже не имел отношения к выродившейся франшизе, но продолжал снимать серьезное кино высочайшего уровня. В субботу выдающегося российского режиссера не стало.

Реклама самого последнего фильма «Отрыв по полной » . Магазин «Экспедиция» и лотерея «Почта России»


Автор: Роман Овчинников

Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

27 мая состоялась самая насыщенная встреча участников рекламного рынка в рамках экспертного клуба НРФ. Круглый стол объединил несколько дискуссионных блоков, в которых приняли участие агентства, бренды, медиа и органы власти, чтобы найти точки роста и выработать конкретные шаги по развитию рекламного рынка. О главных выводах — рассказываем в материале.
Бренды Илон Маск Криптовалюта

Илон Маск поспорил с McDonald’s на мем-коины

Глава Tesla пообещал съесть на камеру Happy Meal, если сеть ресторанов начнет принимать Dogecoin
Новости Бренды Реклама

«Море водки, пива таз»