Минфин заступился за криптовалютчиков

Минфин РФ предлагает не запрещать хождение на территории России, криптовалют, а только проводить все операции с ними через российские банки. С предложением о запрете ранее выступил Центробанк. Даже если возобладает позиция министерства, криптовалюты перестанут интересовать российских инвесторов, так как лишатся главного своего преимущества — анонимности операций.

О позиции Минфина пишет РБК, издание ознакомилось с документом, а также с письмом министерства в адрес зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. Пресс-служба кабинета министров также подтвердила, что эти предложения поступили. На прошлой неделе стало известно, что ЦБ предлагает полностью запретить использование российской инфраструктуры для операций с криптовалютами. Официально концепция Минфина в Банк России не поступала, сообщили в пресс-службе ЦБ. Позиция регулятора принципиально не изменилась.

А у российских инвесторов, если предложение ЦБ будет принято, останется возможность владеть цифровыми валютами только в иностранных юрисдикциях. ЦБ мотивирует свою позицию рисками в отношении финансовой стабильности, благосостояния граждан, спонсирования преступной деятельности и т.д.


По данным Минфина, который ссылается на экспертные оценки, гражданами России открыто несколько миллионов криптовалютных кошельков, объем средств на которых составляет около 2 трлн руб. ЦБ оценивает объем операций российских физических лиц с криптовалютами в $5 млрд в год.

Минфин считает, что полное отсутствие регулирования криптовалют или их запрет приведут к дестабилизации отрасли, увеличению доли теневой экономики и росту случаев мошенничества. А правоохранительные органы не смогут эффективно реагировать на преступления с использованием криптовалют.

В Минфине уверены, что полностью запретить сегмент операций, связанных с оборотом криптовалюты, невозможно. В результате ведомство предлагает организовать проведение операций с криптовалютами в периметре банковской инфраструктуры. Это, по мнению министерства, позволит обеспечить надлежащий контроль за такими операциями и идентификацию всех участников.

Проводить операции с криптовалютами смогут физические и юридические лица. Для этого им надо пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке (организаторе системы обмена цифровых валют). Клиентов-физлиц разделят на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов.

При этом организаторами системы обмена цифровых валют могут стать банки с универсальными лицензиями, считает Минфин. От них потребуется контроль и отслеживание операций с криптовалютами, выявление операций, проводимых в целях незаконной деятельности, идентификация клиентов, хранение информации о сделке в течение как минимум пяти лет, предоставление данных по запросам в ЦБ, Росфинмониторинг, ФНС, следственные органы и т.п.

Для контроля и отслеживания операций с криптовалютами следует использовать сервис «Прозрачный блокчейн». Это система анализа криптовалютных транзакций с помощью искусственного интеллекта, разработку которой летом 2020 года предложил Росфинмониторинг. Минфин предлагает применять этот сервис для выявления противоправных криптотранзакций. Например, создать базу данных криптокошельков, связанных с осуществлением противоправной деятельности, финансированием терроризма и т.п

Авторы:
Роман Овчинников
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Госрегулирование Наружная реклама

Единый оператор объединил своих противников

Снять с рассмотрения скандальные поправки в закон «О рекламе», посвященные созданию единого оператора цифровой наружной рекламы и классифайдов и принятые в первом чтении, предложили участники круглого стола «Монополизация рынка рекламы: за и против», прошедшего сегодня в Госдуме. Инициатором мероприятия стала партия «Справедливая Россия», думская фракция которой голосовала против законопроекта. Эксперты и участники рынка высказывали самые разные предложения: от усиления роли Роскомнадзора и ФСБ в контроле за содержанием рекламы до национализации отрасли и передачи ее крупнейшим российским медиахолдингам — «Газпром-медиа» и «Национальной медиагруппе». С критикой законопроекта выступила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — головное ведомство, готовящее отзыв правительства на законопроект о едином операторе.
Роспатент отказал Wildberries в регистрации фиолетового цвета в качестве товарного знака. В ведомстве не считают, что этот цвет однозначно ассоциируется с маркетплейсом. Компания попытается оспорить это решение в суде. Из-за отсутствия у цвета регистрации, по мнению Wildberries, платформа регулярно сталкивается с его неправомерным использованием мошенниками. На сегодня Роспатент одобрил корпоративные цвета только пяти организациям.
Госрегулирование Наружная реклама

У закона «О рекламе» снова появился ярославский акцент

Эпопея с поправками Ярославской областной думы в закон «О рекламе», отклоненными Советом федерации и принятыми в смягченной версии, получила неожиданное продолжение. Председатель думского комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг предложил вернуть в закон «О рекламе» исходные положения из ярославского законопроекта, которые исключили по просьбе сенаторов: депутат считает, что с вступлением в силу смягченного законопроекта права собственников земельных участков, зданий и иного недвижимого имущества «ущемлены и не защищены».
Госрегулирование Роскомнадзор IT Apple

Apple пустил корни в России

Актуальная таблица с данными о «приземлении» IT-гигантов