16.08.2023, 10:36

Маркетплейсам могут разрешить безответственно агрегировать алкоголь

На осенней сессии Госдумы может быть рассмотрен законопроект члена Совета федерации Андрея Клишаса, легализующий онлайн-продажу алкоголя на маркетплейсах. Сейчас предложения изучают в ведомствах, которые предлагают дополнить его своими поправками. С самым важным предложением выступил Минфин, который считает, что наказывать за нарушение при дистанционной продаже алкоголя нужно только продавцов или логистические компании. Маркетплейс – всего лишь информационный посредник, считают в ведомстве.

Осенью в Госдуму может быть внесен законопроект, разрешающий онлайн-торговлю на маркетплейсах. В июне, после консультаций с представителями отрасли, с такой инициативой выступил глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. Свои предложения он направил в Минфин и государственно правовое управление (ГПУ) президента. Позднее, после получения заключение финансового ведомства, инициатор закона отозвал его из министерства, и обсуждение законопроекта застопорилось. Однако в ГПУ решили собрать мнение отраслевых министерств и ведомств, и отправили запросы об отношении к поправкам, в частности, в Минпромторг, ФАС, Росалкогольрегулирования (РАР), Роскомнадзор и др., пишут «Ведомости».

Что ответили ведомства ГПУ

Минфин концептуально поддерживает инициативу при условии «обеспечения достаточного контроля за осуществлением такой деятельности, минимизации риска продажи такой продукции, а также соблюдения запретов и ограничений, установленных для розничной продажи алкогольной продукции», отметив, что законопроект «может быть поддержан при условии существенной доработки».

Росалкогольрегулирование также предложило доработать документ. В частности, касательно «закрепления на федеральном уровне механизма ведения реестра владельцев сайтов [продающих спиртное], а также определения механизма контроля за оборотом в системе ЕГАИС»

Роскомнадзор считает, что «вопросы дистанционной продажи алкоголя находятся в ведении РАР», но подчеркнул, что ведомство готово приступить «к исполнению закона в рамках своих полномочий после принятия соответствующих изменений».

Будут ли маркетплейсы отвечать за нарушения при дистанционной продаже алкоголя

В Минфине предлагают дополнить законопроект и ввести ответственность за несоблюдение запретов и ограничений в области розничной продажи алкоголя. По мнению ведомства, ее должен нести именно продавец, как лицо имеющее право на торговлю спиртным, «вне зависимости от того, кто будет осуществлять доставку». Если же алко-логистикой будет заниматься не продавец, в транспортная компания, то за допущенные нарушения (например, передачу алкоголя покупателю во время, когда его продажа запрещена), она будет нести ответственность перед продавцом в рамках договорных обязательств между ними. Это предложение исключает ответственность маркетплейсов за нарушения при онлайн-продаже алкоголя. Агрегаторы останутся информационным посредником, который не несет ответственность за нарушение прав при продаже товаров и услуг.

В ФАС не согласны с Минфином и считают, что ответственность за нарушения должны нести все лица, участвующих в процессе продажи и доставки потребителям алкогольной продукции дистанционным способом». По мнению ведомства, отсутствие ответственности тех лиц, которые осуществляют непосредственную передачу товара покупателю, «может привести к недостижению целей (законопроекта), поскольку алкогольная продукция может реализовываться несовершеннолетним».

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
20.09.2023
Редакция ADPASS
04.09.2023
Falcon Space
29.08.2023