До появления социологических опросов в их современном виде ставки на исход избирательных кампаний были основным методом предсказания исхода выборов — в начале века в США коэффициенты даже печатались в ведущих газетах. После недавнего решения суда у американцев снова появилась такая возможность. Как выяснилось, по мнению решивших рискнуть своими деньгами выиграть должен Дональд Трамп. Почему такой прогноз, возможно, неточен, и могут ли поставить на результат американских выборов россияне, разбирался ADPASS.
Group40%Media: новый прогноз роста российского рынка рекламы в 2024 году
Group4Media существенно улучшила свой прогноз развития российского рекламного рынка в 2024 году. Если в декабре 2023 года группа ожидала роста на 32%, то сейчас — уже на 40%, до 1,2 трлн рублей. Об этом сообщила генеральный директор Group4Media Мария Колосова на конференции «Цифровой авангард». Оценка включает сегмент ритейл-медиа (рост на 79%), следует из опубликованных данных.
Наибольший рост компания прогнозирует в интернет-рекламе — 46%. При этом классические каналы также продемонстрируют двузначный рост: наружная реклама — 37%, аудио — 30%, классическое ТВ — 28%, пресса — 15%.
Причины роста: потребительские расходы и цены на рекламу
Изменение прогноза в Group4Media связывают с ростом потребительских расходов и стоимости размещения. Медиаинфляция обусловлена ростом спроса на рекламный инвентарь, который остается дефицитным. «При сохранении текущего уровня спроса со стороны рекламодателей нет оснований рассчитывать на стабилизацию инфляции в медиа», — считают в группе.
По сравнению с глобальным рекламным рынком в России по до сих пор более востребованы традиционные офлайн-медиа. Так, если бюджеты на линейном ТВ на глобальном уровне сокращаются, то в России будут расти, ожидают в группе. На глобальном уровне расходы на ТВ-рекламу в 2028 году сократятся по отношению к 2021 году на 10%, а в России вырастут на 57% в долларовом эквиваленте, прогнозирует Group4Media. При этом мировой рынок в 2024 году покажет рост на 7,8%.
Реклама стала меньше зависеть от динамики ВВП
В ближайшие годы российский рынок продолжит расти быстрее мирового. По прогнозам Group4Media, «при сохранении влияния текущих внешних факторов к 2028 году доля России в мировых инвестициях в рекламу в долларовом эквиваленте вырастет до 2,2% с 1,2% в 2024 году».
Рекламный рынок стал меньше зависеть от динамики валового внутреннего продукта (ВВП) России, считают в компании. «Это следствие, с одной стороны, адаптации экономики России к действующим санкциям, а с другой — фундаментальных структурных изменений в ВВП», — считают в группе. Наибольший рост рекламных инвестиций в последние годы приходится на маркетплейсы и электронную коммерцию (e-com). Существенная доля товаров на маркетплейсах являются импортными: дает отрицательный вклад в ВВП, но при этом положительно влияет на рекламные расходы продавцов. Чистый экспорт (разница экспорта и импорта) по итогам 2023 года составил в структуре ВВП 4,3% — минимальное значение с 1997 года.
40% объема рынка дают банки, ритейл, e-com
В Group4Media ожидают, что основными локомотивами развития рекламного рынка будут рекламодатели в категориях «банки», «ритейл» и «электронная коммерция». На них в 2024 году придется более 40% всех рекламных расходов.
В группе отметили, что ритейлеры сокращают количество совместных кампаний с производителями товаров и услуг, а также увеличивают расходы на продвижение собственных торговых марок (СТМ). Среди других тенденций: восстановление сегмента автопроизводителей за счет рекламной активности китайских брендов, в первую очередь это заметно в рекламе на радио и интрнет-рекламе. Компания ожидает «существенный приток» рекламы китайских автопроизводителей на ТВ за счет роста конкуренции в категории и необходимости формирования у потребителей знания новых брендов.
Что прогнозируют другие крупные группы
Вслед за Group4Media скорректировала свой прогноз в сторону увеличения и NMi Group: в феврале компания объявила, что в 2024 году рекламный рынок вырастет на 22%, а теперь сообщила, что рост составит 30%, а объем рынка по итогам года достигнет 1,357 млрд рублей. Самым быстрорастущим в компании назвали сегмент интернет-рекламы: он прибавит 35% и достигнет 1 трлн рублей. В NMi уточнили, что эта оценка включает размещение в системах алгоритмических закупок (programmatic), performance, блоггеров, учитывает бюджеты электронных торговых площадок (e-com), классифайдов и мессенджеров.
На втором месте по темпам роста – наружная реклама с 23% (82,2 млрд), на третьем – телереклама с 22% (248, 5 млрд руб.), на четвертом аудиореклама с 11% (19,8 млрд), замыкает список пресса с 3% (3,9 млрд).
В июне 2024-го также улучшила свой прогноз группа «Родная речь». В ней считают, что в 2024 году рекламный рынок вырастет на 20-26% без учета ритейл-медиа и на 30-49% с этим сегментом. В феврале компания говорила о 15-22% и 20-47% соответственно. В группе также говорят о росте медиаинфляции. Если в феврале «Родная речь» прогнозировала, что по итогам текущего года она составит 18-25%, то в июне увеличила вилку до 20-26%.
Апрельский прогноз группы OMD OM Group существенно ниже — 21% без учета ритейл-медиа. При этом компания улучшила по сравнению с ноябрем 2023 года — на 3 процентных пункта (п.п.). С учетом ритейл-медиа компания прогнозирует, что положительная динамика в 2024 году составит 33,5%. По ожиданиям OMD OM Group, быстрее всего будут расти наружная реклама (+31%), реклама на радио (+21%), в интернете и на ТВ (по +20%), а пресса подрастет лишь на 5%.
Группа «Оккам» последний раз обновляла прогноз в марте. Тогда ее эксперты ожидали роста рынка по итогам 2024 года на 35% с электронной коммерцией и на 17-26% без этого сегмента. Группа прогнозировала, что интернет-реклама вырастет на 31%, наружная — на 22%, реклама на радио — на 20%, на ТВ — на 17%, в прессе останется на уровне 2023 года.
АКАР: в первом квартале 2024-го рекламный рынок вырос на 32%
Этой весной члены АКАР перешли на новую сегментацию в оценке рекламного рынка за 2023 год. Теперь комиссия экспертов ассоциации делит его на видео, интернет-сервисы, аудио, рекламу вне дома и издательский бизнес. Но в своих прогнозах рекламные группы пока продолжают использовать старую разбивку по медиасегментам (ТВ, интернет, наружная реклама, радио и пресса).По данным АКАР, в первом квартале 2024 года рынок вырос на 32% к аналогичному периоду прошлого года до 187-191 млрд рублей. Это рекордная динамика роста за последние 15 лет. Быстрее всего росли расходы на рекламу вне дома — плюс 42%, аудиореклама — рост на 41% и реклама в видеосегментах (ТВ и онлайн-видео) — на 34%.
Материал обновлен 24 июля 2024 года в 10:44. Добавлен скорректированный прогноз по рекламному рынку от NMi Group.
Лучшее в блогах
Вам понравится
По оценке рекламной группы SkyAlliance, объем российского рекламного рынка по итогам 2024 года увеличится на 25% год к году, а в 2025 году — на 15-20%. Об этом сообщил управляющий партнер группы Василий Туровец на конференции «Медиаиндустрия сегодня и завтра: тренды в экономике, поведении потребителей и медиа 2024–2025». Эти цифры ниже средних ожиданий других рекламных групп, которые по последнему консенсус-прогнозу ADPASS в 2024 году составили 29%, а в 2025 — 21,5%. Делимся основными тезисами спикеров конференции и результатами обновленного консенсус-прогноза по росту российского рекламного рынка в 2024 году с учетом оценки SkyAlliance.
Белорусский рекламный рынок вырастет на 15-20%, до $112,7 млн в 2024 году, доля крупнейшего медийного сегмента — интернет-рекламы — достигнет 55%. Такой прогноз опубликовало агентство Wunder Digital. ADPASS собрал данные по другим крупным рекламным рынкам в СНГ — Казахстану и Узбекистану. В Узбекистане телевидение остается доминирующим медиа при почти полном исчезновении интереса к рекламе в прессе. В Казахстане digital-реклама стала лидером в 2023 году, а топ-рекламодателей составляют международные FMCG-бренды.