О планах правительственной организации Роскачество, которая занимается сертификацией органических продуктов, узнал «Коммерсант». Роскачество хочет обязать компании, регистрирующие в Роспатенте новые бренды с приставками «эко» и «био», получать сертификат «Об органической продукции» (этот документ подтверждает соблюдение стандартов и позволяет использовать на этикетке надпись «органический»). Правительство уже одобрило идею приравнять товары с надписями «эко», «био» и подобными к органическим, соответствующий законопроект будет рассмотрен Госдумой, говорится в докладе Роскачества, имеющемся в распоряжении издания.
Рынок «органики» в прошлом году, по данным Роскачества, превысил 27,6 млрд рублей, на 40%, то есть больше чем на 11 млрд рублей, это были не сертифицированные продукты. Но запрещать использовать уже зарегистрированные марки с приставками «эко» и «био» организация не собирается — слишком сложно.
По подсчетам NielsenIQ, 56% потребителей в России готовы переплачивать за наличие маркировки «эко» и «био». На апрель 2021 года ассортимент таких товаров составлял 13 тыс. позиций, включая продовольствие, алкоголь, детское питание, товары для животных.
Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов:
- На рынке экологически чистой продукции нужно наводить порядок;
- Покупатель должен быть уверен в качестве и способе производства товаров;
- В большинстве стран обозначения «эко» и «био» используются для продукции, произведенной без агрохимии, антибиотиков и гормонов.
Гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина:
- Роскачество пытается отсечь производителей, которые безосновательно хотят использовать слова «эко» и «био», а также «патентных троллей», регистрирующих марки для продажи;
- Инициатива может увеличить срок вывода товаров на рынок, что негативно скажется на бизнесе;
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев:
- Основная функция Роспатента — проверка патентной чистоты брендов, а «эко» и «био» обычно выступают частью комбинированных товарных знаков и не подпадают под патентную защиту.
Партнер практики интеллектуальной собственности «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Павел Горохов:
- Условием для регистрации бренда ставится наличие производства и товара, что не соответствует Гражданскому кодексу;
- Идея перекладывает на Роспатент ответственность за качество продукции, а это в обязанности службы не входит.
Патентный поверенный, управляющий партнер «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков:
- Изменения могут быть реализованы поправками к Гражданскому кодексу или актам Роспатента.
Позиция Минсельхоза:
- Наличие на рынке товаров с маркировками «эко» и «био» затрудняет идентификацию сертифицированных органических продуктов;
- Предлагаемые изменения в законодательстве позволят защитить производителей экологически чистых продуктов от недобросовестной конкуренции.