25.12.2025, 17:47

Гарри Поттер и узник Альфа-банка. Куда рекламодатели уходят с пиратских видеосервисов

Объем рекламы на пиратских видеоресурсах в 2025 году снизился вдвое. Компании все реже направляют бюджеты на такие площадки, опасаясь репутационных и юридических рисков. При этом часть рекламных интеграций уходит в менее прозрачные форматы внутри пиратского контента, который можно найти не только на нелегальных платформах, но и на Rutube. Так, в нескольких сериях «Гарри Поттера», появившихся на видеохостинге «Газпром-медиа холдинга», обнаружилась реклама Альфа-банка. Финансовую структуру прорекламировали Хагрид, Драко Малфой, братья Уизли и даже хор Хогвартса.

Обвал рекламных доходов пиратских площадок

Объем рекламных бюджетов, направленных компаниями на пиратские сайты, в январе — ноябре 2025 года сократился на 54% год к году, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные аналитической компании Digital Budget. В рамках исследования были проанализированы данные 3,7 тыс. рекламодателей и 6,4 тыс. связанных с ними целевых сайтов.

Доля расходов на рекламу на нелегальных видеохостингах в общей структуре затрат снизилась с 4,7% до 1,9%. Доходы пиратских ресурсов, по оценке Digital Budget, уменьшились на 7 млрд рублей, однако общий объем рекламных бюджетов в денежном выражении в компании не раскрывают.

Кто остается ключевым рекламодателем

Почти 79% всех затрат на продвижение на пиратских площадках пришлись на букмекеров. Еще 6,6% составили онлайн-кинотеатры, 3,4% — финансовые услуги. При этом у букмекеров реклама на пиратских ресурсах заняла 50% от всех их расходов на продвижение, что на 21 п. п. меньше, чем годом ранее.

Существенное сокращение зафиксировано и в сегменте FMCG. Если в 2024 году производители продуктов питания направляли на пиратские сайты 10,4% рекламных бюджетов, то в 2025 году этот показатель снизился до 0,6%, отмечают в Digital Budget.

Смещение в сторону скрытых интеграций

В ГК «Игроник» отмечают перераспределение рекламных бюджетов от классических размещений к интеграциям внутри озвучки пиратского контента. По мнению директора по инсайтам и стратегическим решениям компании Аиды Саидовой, сокращение бюджетов букмекеров также связано с ужесточением законодательства и оптимизацией затрат.

В NMi Group добавляют, что букмекеры все чаще используют форматы, которые не ведут напрямую на сайт бренда и не поддаются мониторингу, включая нативную рекламу в соцсетях и врезки в видеоконтенте. В целом бренды отказываются от пиратских площадок из-за репутационных рисков, усиления регулирования и появления более прозрачных рекламных инструментов.

Пиратская реклама пришвартовалась на Rutube

Восемь дней назад на видеохостинге Rutube (принадлежит «Газпром-медиа холдинг») на канале «Смотри кино!» (1,47 млн подписчиков) была загружены пиратские копии несколько серий киносаги «Гарри Поттер». Как минимум в пяти из них зрителей ожидали интеграции Альфа-банка. Это не были привычные рекламные форматы (баннеры или спонсирующая озвучка). В фильмах реплики героев и даже песни были заменены рекламой банка.

В «Гарри Поттере и философском камне» кредитную карту Альфа-банка главному герою рекламирует Хагрид. На момент написания статьи фильм посмотрели 1,86 млн раз.

В серии «Гарри Поттер и Тайная комната» Василиск нашептывает Гарри Поттеру про открытие своего бизнеса в банке с бесплатной онлайн-бухгалтерией. 3,15 млн просмотров.

В «Гарри Поттер и узник Азкабана» реклама Альфа-банка разгулялась до уровня хора Хогвартса, который выпевает: «Альфа-Альфа чародей, тут кэшбек для всех людей». 3,19 млн просмотров.

В «Гарри Поттере и Кубке огня» к рекламе финансовой структуры присоединяются Драко Малфой и его отец, которые кичатся открытым бизнес-счетом. 2,54 млн просмотров.

А в «Гарри Поттер и Орден Феникса» шутники братья Уизли обращаются к Гарри с предложением удалить с телефона Амбридж приложение Альфа-банка: «и никакого ей кэшбэка и онлайн-депозита для компании сроком от одного дня». 2,18 млн просмотров.

В итоге пиратскую рекламу Альфа-банка банка за 8 дней увидели 12,92 млн поклонников экранизаций серии книг Джоан Роулинг. Охват впечатляет.

Реакция зрителей неоднозначна. В комментариях одни нахваливают находчивость банкиров, другие проклинают жадных финансистов за то, что те влезли со своей рекламой в святое и предлагают забанить канал, а кто-то ведет реестр рекламных размещений. Справедливости ради стоит отметить, что большинство комментариев посвящены самим фильмам и его героям.

Отклик на вторжение Альфа-банка в «Поттериану» последовал и на профильных интернет-ресурсах. Так 23 декабря в 5.24 на портале Banki.ru появился гневный комментарий от пользователя под ником «user-814723793749». Посетитель платформы оказался очень недоволен рекламными интеграциями банка, увиденными на Rutube, так как в фильме не было: «пометки “реклама”, указания, что звучит рекламное сообщение, информации о рекламодателе (название банка как юрлица)».

Использование ИИ для подмены оригинальной озвучки выглядит как непрозрачная попытка обойти требования законодательства и манипуляция аудиторией. Подобные методы рекламы подрывают доверие к банку и вызывают серьезные вопросы к его добросовестности в остальных вопросах. Считаю такой формат неэтичным и вводящим зрителя в заблуждение. Он содержит признаки нарушения ст. 5 и ст. 18.1 ФЗ «О рекламе”. В случае отсутствия реакции со стороны банка планирую обратиться в ФАС для правовой оценки».

user-814723793749

К своей претензии автор сообщения приложил оценку банка в «1» балл (это самая низкая рейтинговая оценка).

Реакция сотрудника Альфа-банка, отвечающий за работу с посетителями banki.ru не заставила себя ждать. Через три часа, в 8:27, представитель банка поприветствовал автора сообщения, пообещал проверить информацию и вернуться с ответом. Возвращение ответственного лица продолжается уже два дня.

Откуда на Rutube пиратское кино

По мнению заместителя генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Сергея Косинского, в появлении пиратского контента на Rutube виноваты пользователи, которые загружают его не платформу. Именно такую точку зрения топ-менеджер обозначил в своем интервью «Радио РБК». Комментируя регулярное появление на платформе контента ушедших из России западных компаний, Сергей Косинский заявил, что «если напишет Netflix и предоставит доказательство, что этот контент принадлежит им», Rutube примет меры. Пока таких обращений не было, констатировал он.

Рынок становится токсичным

Генеральный директор digital-агентства D-Agency Игорь Демидов считает, что пиратские ресурсы перестают быть серой зоной для наращивания охватов и превращаются в токсичный актив. По его словам, на это влияют давление на цепочку размещения, ухудшение качества трафика, низкая измеримость и юридические риски.

Сегмент FMCG, в свою очередь, сокращает расходы на пиратских ресурсах из-за возможности размещаться в более безопасной среде — в легальном видео, социальных сетях и ритейл-медиа, где охваты более предсказуемы.

Прогнозы на 2025–2026 годы

Источник «Коммерсанта» на рекламном рынке допускает, что бюджеты на пиратских ресурсах все же могут вырасти до 5% год к году. Потенциальный спрос, по его словам, могут сформировать китайские автопроизводители, а также бренды, которые после длительной паузы начинают возвращаться в рекламное поле.

В то же время, по оценке Игоря Демидова, общий объем рекламного рынка на пиратских сервисах по итогам 2025 года может сократиться до 4,2 млрд рублей, а в 2026 году — снизиться до 2,5–3,5 млрд рублей.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
21.12.2025
Редакция ADPASS
12.12.2025