В 2023 году темпы роста интернет-рекламы в США были ниже, чем в России. Такой вывод следует из нового отчета американской ассоциации IAB (Interactive Advertising Bureau, Бюро интерактивной рекламы). Американский рынок увеличился всего на 7,3%. В России рост составил 55% в рублевом и 9,2% в долларовом эквиваленте (традиционные сегменты) по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР). Правда, объем российской интернет-рекламы в долларовом выражении почти в 24 раза меньше, чем в США: $9,5 млрд против $225 млрд.
Дела против иностранных сайтов рассмотрят чрезвычайные тройки ФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект постановления правительства, который позволит властям в кратчайшие сроки оставить без российский рекламы любой зарубежный интернет-ресурс. Антимонопольное ведомство сможет рассматривать дела о нарушении рекламного законодательства иностранными сайтами в течение недели и в заочном порядке. Комиссия ФАС, рассматривающая дело, будет состоять не менее чем из трех человек. Проект соответствующего постановления находится на согласовании в правительстве.
Власти меняют правила рассмотрения административных дел о нарушении рекламного законодательства для рекламы, размещаемой в рунете, рассказал ADPASS источник, информированный о ходе работ над проектом нового постановления правительства. По его словам, новые правила затронут рекламу, размещаемую для российской аудитории на иностранных сайтах, а также рекламу самих зарубежных ресурсов, показываемую жителям России. Чиновники намерены резко сократить сроки рассмотрения таких дел в ФАС и выносить решения по ним заочно — без участия лиц, в действиях которых обнаружены признаки нарушения закона «О рекламе», подтвердил ADPASS источник, близкий к ФАС. При этом у компаний-нарушителей сохраняется возможность судебного обжалования постановлений, вынесенных ФАС.
Проект (копия документа есть в распоряжении ADPASS) предлагает дополнить существующий регламент рассмотрения антимонопольным ведомством нарушений закона «О рекламе» подпунктом 17.1, который введет специальный порядок рассмотрения подобных дел — семь рабочих дней вместо стандартного месяца. В документе сказано, что специальный порядок вводится для дел, инициатором которых выступает «орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере СМИ, массовых коммуникаций и информационных технологий» — Роскомнадзор. Рассмотрев заявление Роскомнадзора о запрете на распространение рекламы в интернете, ФАС должен включить информацию об этом решении в перечень иностранных лиц согласно закону «О деятельности иностранных лиц в сети „Интернет“ на территории РФ». Количество членов комиссии, участвующих в рассмотрении дела, не должно быть менее трех человек, указано в проекте постановления. Для всех остальных видов рекламы сохраняется прежний порядок рассмотрения дел в ФАС.
Проект постановления разработан в антимонопольном ведомстве. ФАС просит направить его на рассмотрение в рабочую группу при правительственной комиссии по проведению административной реформы, говорится в сопроводительной записке (копия есть в распоряжении ADPASS), подписанной Кариной Таукеновой, заместителем руководителя антимонопольной службы, который курирует рекламу. В конце октября аналитический центр при правительстве отправил документ на согласование в федеральные органы исполнительной и законодательной власти. Завтра, 26 ноября, проект постановления рассмотрит рабочая группа при правительстве РФ по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере рекламы, рассказал источник, близкий к ФАС.
ADPASS направил в ФАС и правительство запросы с просьбой подтвердить данную информацию.
Авторы постановления рассчитывают получить инструмент, который позволит властям в кратчайшие сроки оставить любой зарубежный интернет-ресурс без рекламы, утверждает источник, информированный о ходе работ над проектом нового постановления правительства:
Речь идет о полной блокировке любой рекламной активности — как той, что размещают на ресурсе российские рекламодатели, так и собственной, размещаемой на площадках, работающих с российской аудиторией».
По его словам, сегодня ФАС не проводит мониторинг интернет-рекламы, и в ведомство поступает не так много обращений, связанных с цифровой рекламой. «Когда правительство введет это регулирование, Рунет попадет в жесткие клещи контролирующих органов», — прогнозирует источник.
Специальный порядок рассмотрения дел о нарушениях закона «О рекламе» серьезно сократит процедуру и позволит ФАС рассматривать больше обращений, рассуждает источник ADPASS, близкий к ФАС:
«Если сохранить обычный, очный порядок рассмотрения по вопросам, связанным с размещением рекламы в интернете, то в какой-то момент деятельность ФАС по регулированию рекламного рынка может оказаться парализованной. Если обращений от Роскомнадзора будет много, то антимонопольщикам вряд ли удастся соблюсти все формальности и действующие сегодня сроки рассмотрения».
В начале июля Госдума приняла поправки в закон «О рекламе», внесенные депутатом Сергеем Жигаревым. В них речь шла о создании в России единой автоматизированной системы сбора, хранения, обработки и анализа информации обо всей рекламе, размещенной в интернете. Участники рынка должны начать передавать данные о распространяемой рекламе с 1 сентября 2022 года. Поправки Жигарева также содержали две новеллы в отношении рекламы иностранных компаний: ограничение на размещение собственной рекламы зарубежных интернет-сервисов (часть 10.4 статьи 5) и на рекламу российских компаний на зарубежных ресурсах (пункт 11 статьи 7).
Лучшее в блогах
Вам понравится
О новом проекте в сфере искусственного интеллекта (ИИ) объявили британский WPP Group, крупнейший рекламно-коммуникационный холдинг в мире по выручке, и американская Google. WPP интегрирует нейросетевые модели семейства Google Gemini в свою корпоративную цифровую платформу WPP Open, которой пользуются 35 тысяч сотрудников холдинга и его ключевые клиенты, включая Coca-Cola, L’Oréal и Nestlé. В 2024 году холдинг собирается вложить в ИИ-технологии больше $300 млн, сэкономленные на оптимизации структуры сетевых агентств. Свои проекты в сфере ИИ с использованием технологий от компаний OpenAI, Microsoft, Adobe и Amazon развивают и два других лидера мирового рекламного рынка — Publicis Groupe и Omnicom.
Виноделы находят все новые способы приобщить граждан к своей продукции. Впервые в истории американского профессионального баскетбола у NBA и WNBA появились спонсоры-виноделы – компании Kendall-Jackson Wines и La Crema. В России реклама алкоголя, включая спортивное спонсорство, серьезно ограничена, но сейчас Госдума обсуждает существенные послабления. Депутаты рассматривают поправки в закон «О рекламе», которые разрешат отечественным винодельческим хозяйствам рекламироваться ночью по всей России на электронных табло – читай в цифровой наружной рекламе.
Игрок номер два в рунете группа VK отчиталась за 2023 год. Похвастаться ростом аудитории смогла социальная сеть «ВКонтакте», число же пользователей купленной у «Яндекса» блог-платформы «Дзен» и у «Одноклассников» сократилась. Зато выросла выручка всей VK — на 40%, до 79,7 млрд рублей. Рекламная составляющая в доходах компании тоже увеличилась — с 58% до 60%.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы