Бленд-менеджмент: в России купажируется все больше виски
Российские производители как могут пытаются заместить импортный виски — самый пострадавший от западных санкций алкоголь. По данным NielsenIQ, за первые два месяца 2023 года продажи напитка сократились на 19% в объемах и 18,5% в деньгах год к году. При этом продажи джина выросли на 42% и 38,1%, бренди — на 12,3% и 21,9% соответственно. Больше всех вискарных блендов с начала года разлили Beluga Group, Stellar Group, Ladoga, «Алвиса» и Тульский винокуренный завод 1911. Всего в прошлом году на замену традиционным маркам пришло 77 новых, их них 14 собственно российских.
На основе данных участников рынка «Коммерсант» составил топ-5 главных производителей виски в первые два месяца 2023 года.
Первой стала Beluga Group с основным брендом Fox& Dogs, выпустившая 219 тыс. дал виски, что на 58% больше, чем за тот же период прошлого года.
Stellar Group (марки Mancatcher, Steersman), увеличив выпуск напитка втрое до 103 тыс. дал, стала второй.
Совсем немного отстает Ladoga, нарастившая выпуск своих напитков (флагманский виски называется Fowler’s) десятикратно, до 102 тыс. дал.
Четвертое место у ГК «Алвиса» (Nucky Thompson, Red& Black и другие), разлившей 83 тыс. дал, втрое больше, чем в начале прошлого года.
Замыкает пятерку лидеров Тульский винокуренный завод 1911: он разлил 58 тыс. дал виски Noble Stag, Dunmor и других. Рост — 67%.
Эти пять компаний обеспечили 80% объема рынка. Всего же за первые два месяца года производство виски в России выросло на 56%, до 706 тыс. дал.
Главным аутсайдером стало ЗАО «Игристые вина», с 2020 года разливавшее Bell’s и White Horse по контракту с покинувшим рынок мировым алкогигантом Diageo и собственный бренд Forest Cat. Они выпустили всего 8 тыс. дал виски против 120 тыс. дал в январе-феврале прошлого года.
«Игристые вина», Beluga и Stellar разговаривать с «Коммерсантом» не стали. Президент Ladoga Вениамин Грабар отметил успехи в первом квартале не только бренда Fowler’s, но и Tavern Hound, Carrygreen и Black Beast из ирландских и шотландских спиртов соответственно. В 2023 года Ladoga планирует произвести 750 тыс. дал напитка и вложить в продвижение своих виски 350 млн рублей.
Сегмент виски пострадал от западных санкций больше остального алкоголя. По данным «Коммерсанта», в 2022 году импорт виски в страну снизился на 52%, до 1,81 млн дал. Александр Ставцев из WineRetail говорит, что с популярными брендами, ввозимыми всерую, ситуация начала выправляться только в категории от 1,5 тыс. рублей за 0,7 л. Массовые «параллельные виски» все еще в дефиците. NielsenIQ насчитал, что в 2022 году в России появилось 77 новых брендов виски, 14 из них местные. Так, в феврале стало известно о выходе на российский рынок крупного индийского производителя дешевых виски Allied Blenders& Distillers.
Конкуренция в сегменте растет. Так, один из крупнейших алкопроизводителей ГК «Руст» в этом году рассчитывает реализовать 270 тыс. дал виски Darrow. В Алкогольной сибирской группе кроме дистрибутируемых индийских марок хотят продать более 100 тыс. дал виски собственных брендов. Наряду с недавно запущенным Bargest с купажом из зерновых и солодовых дистиллятов скоро выйдут два новых из шотландских дистиллятов. Luding готовит новинку в премиум-сегменте под названием Highland Cattle из шотландских спиртов, а также виски из ирландских спиртов.