02.11.2023, 17:39

Alibaba и три американца: китайские бигтехи против Microsoft, Google и Amazon

Alibaba и Tencent, забыв обиды, сплотились для борьбы с общим врагом из Силиконовой долины. Антиамериканскую коалицию проигнорировал третий могучий китаец ByteDance, владелец TikTok. Он одинаково успешно отвоевывает западный рынок у Meta* и Google и теснит «старших товарищей» на внутреннем.

Alibaba и Tencent продолжают сближаться для успешной конкуренции с американскими бигтех-компаниями. Если Amazon и Google поддерживают ИИ-стартапы для борьбы с Microsoft, то китайские технологические лидеры — чтобы противостоять им всем.

В октябре 2023 года Alibaba и Tencent инвестировали в два многообещающих китайских стартапа в области искусственного интеллекта — Zhipu и Baichuan — более $650 млн. Zhipu в августе получила одобрение правительства на внедрение своего чат-бота с открытым кодом Qingyan. Baichuan был основан создателем интернет-поисковика Sogou Ваном Сяочуанем и в августе также запустил в тестирование своего чат-бота.

Топ-бигтех в Китае

Alibaba и Tencent вместе с владельцем TikTok ByteDance — лидеры китайского технологического рынка.

В 2022 году Alibaba Group заработала $134,5 млрд (рост на 19% год к году). Чистая прибыль снизилась на 59% до $9,7 млрд. За последние три года рыночная капитализация Alibaba Group снизилась более чем на $600 млрд — c $837,8 млрд в 2020 году до $234 млрд сейчас.

По итогам 2022 года выручка ByteDance составила $85 млрд (рост на 38%). Прибыль составила $20 млрд. Капитализация — $140 млрд.

Выручка Tencent Holdings в 2022 году уменьшилась на 1% до $79,6 млрд, чистая прибыль упала на 16% до $27 млрд. Капитализация Tencent сейчас составляет $405 млрд.

Крупнейшие технологические компании Китая в 2022 году по рыночной стоимости (Statista, трлн юаней)

Китайские компании размывают виртуальные барьеры

На 11 ноября («День холостяков» — китайский аналог «Черной пятницы»), Alibaba и Tencent запланировали совместную маркетинговую программу. Пользователи могут переходить по банерам на принадлежащем Tencent мессенджере WeChat, чтобы приобрести товары со специальной скидкой на маркетплейсах Taobao и Tmall от Alibaba. При этом маркетплейсы Alibaba сотрудничают с WeChat на эксклюзивной основе и единственные, чья реклама может появиться в мессенджере.

В 2021 году общая сумма продаж на площадках Alibaba за один день — 11 ноября — составила рекордные $85 млрд. В 2022 году сумма снизилась почти вдвое, до $45 млрд.

Некоторые барьеры между компаниями, тем не менее, продолжают существовать: например, пользователи маркетплейсов Alibaba не могут использовать WeChat Pay для транзакций, а платежи из Alipay не принимаются для оплаты товаров и услуг в WeChat.

Douyin: внутренняя угроза

Помимо борьбы за внешние рынки, двум китайским технологическим лидерам приходится отбиваться от конкурентов на локальном рынке. Один из них — компания ByteDance, чей сервис коротких видео Douyin (китайский аналог также принадлежащего ByteDance TikTok) по итогам 2022 года собрал аудиторию 500 млн активных пользователей (у WeChat — более 1 млрд). ByteDance активно идет в e-com и наступает на пятки Alibaba и Tencent.

В 2022 году базовая прибыль ByteDance составила $25 млрд (рост на 79% к 2021 году). По этому показателю ByteDance впервые опередила Tencent и Alibaba, базовая прибыль которых в 2022 году составила $23,9 млрд и $22,5 млрд соответственно. По выручке в 2022 году ByteDance также обошла Tencent ($85 млрд против $80 млрд соответственно). Единственное, в чем отстает ByteDance — это огромный, но пока еще стартап. Компания пока не вышла на IPO из-за давления, которое оказывают на нее китайские власти.

Топ социальных платформ в Китае по совокупному количеству ежемесячных пользователей в 2022 и 2021 годах. (Weiboyi, млрд человек)

Поле боя искусственный интеллект

Китайские компании пока отстают в развитии облачных сервисов от Microsoft Azure и Amazon Web Service, но медленно отвоевывают позиции.

Вчера Alibaba объявила о запуске новой версии своей модели искусственного интеллекта Tongyi Qianwen 2.0, которая предназначена для обучения чат-ботов на английском и китайском языках. Компания также анонсировала запуск платформы GenAI, которая позволит клиентам и партнерам Alibaba создавать собственные приложения на базе генеративного ИИ. Облачными сервисами Alibaba сейчас пользуются 80% китайских разработчиков ИИ.

Как США борется с китайской ИИ-экспансией

В середине октября США анонсировали ужесточение ограничений на доступ китайских компаний к американским чипам и технологиям, которые используются для создания моделей искусственного интеллекта.

Еще в 2022 году компаниям Nvidia и AMD запретили продажу чипов и оборудования для их производства китайским компаниям. Но китайцы закупали чипы через представительства своих компаний в США. Это выгодно и американским производителям, для которых полный отказ от экспорта в Китай грозит многомилионными потерями.

Китай зависит от импорта чипов и полупроводников. В рамках стратегии «Сделано в Китае 2025» планировалось добиться уровня самообеспечения полупроводниками до 70% к 2025 году. Однако в прошлом году этот показатель составил лишь 16%. 

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram