Havas я попрошу остаться: суд объяснил причину отказа вернуть «Хавас Медиа» группе АДВ
Арбитражный суд Москвы опубликовал полный текст решения по иску о передаче контроля над рекламным агентством Havas Media совладельцам группы АДВ. Компанию сейчас контролирует бывший совладелец АДВ Дмитрий Коробков через голландскую Semaris Holding.
Судебное разбирательство вокруг Havas Media — часть конфликта Дмитрия Коробкова с бывшими партнерами Кириллом Коробейниковым и Павлом Сидоровым, выкупившими его доли в АДВ в феврале 2023 года. После продажи долей Дмитрий Коробков счел, что экс-партнеры из АДВ его обманули и провели сделку по заниженной цене — за 600 млн рублей вместо 1,8 млрд. Он попытался оспорить сделку в суде, но проиграл в двух инстанциях, и не передал АДВ контроль над ключевым агентством группы — Havas Media. Из-за этого Коробейников с Сидоровым обвинили Коробкова в «рейдерском захвате» компании и тоже пошли в суд. Они настаивали на том, что Дмитрий Коробков не полностью выполнил условия сделки по продаже доли в АДВ — не передал покупателям контроль над совместными предприятиями, зарегистрированными за рубежом.
17 октября Арбитражный суд Москвы отказал в иске о передаче контроля над рекламным агентством Havas Media совладельцам группы АДВ. Из текста отказного решения по Havas Media выяснилось: суд оставил компанию за Дмитрием Коробковым потому, что соглашение об основных условиях сделки от 3 февраля 2023 года между бывшими партнерами о передаче бизнеса — лишь «соглашение о намерениях» на основе «предварительных договоренностей сторон». Именно этот документ Дмитрий Коробков ранее не смог признать недействительным.
«Соглашение декламирует лишь стремление достичь определенные договоренности по передаче корпоративного контроля без содержания конкретных обязывающих действий, участников соглашения. […] … и не может расцениваться ни предварительным договором, ни основным обязательством», — пишет в новом решении суд.
Соответственно, суд решил, что не может обязать Дмитрия Коробкова исполнить эти «предварительные договоренности» — например, в части передачи Havas Media совладельцам АДВ.
Дмитрий Коробков заявил ADPASS, что расценивает решение суда как важную победу на пути к «восстановлению справедливости».
«Принятое судом решение означает, что сделка по моему выходу из группы АДВ фактически не состоялась, а контроль над переданными компаниями перешел к новым собственникам в отсутствие юридических оснований. Полагаю, что теперь возврат контроля произойдет в рамках переговорного процесса», — сказал Дмитрий Коробков.
В группе АДВ считают иначе: решение суда по «Хавас Медиа» не связано с законностью сделки по продаже Дмитрием Коробковым своей доли бизнеса, и касается только способа исполнения обязательств по одному из активов.
«У нас на руках решение арбитражного суда Москвы, которое признает соглашение по продаже АДВ от 3 февраля 2023 года действительным. Дмитрию Коробкову не удалось признать недействительным этот документ, и это решение уже вступило в законную силу. Таким образом, сделка по продаже Коробковым доли в бизнесе своим партнёрам по АДВ признана полностью законной. Все остальные утверждения — это лишь абсурдные попытки толковать отдельные фразы из судебных актов», — сообщил ADPASS представитель группы АДВ Артур Абузов.
В АДВ заявляют, что отказ суда обязать Дмитрия Коробкова исполнить ранее взятые на себя обязательства по передаче Havas Media никак не повлиял на позицию АДВ в данном споре.
«Во-первых, решение суда еще не вступило в силу, в отличие от решения по делу о признании сделки по продаже бизнеса Дмитрия Коробковым недействительной… Во-вторых, в решении по иску об обязании Дмитрия Коробкова передать Havas Media суд дополнительно подтвердил, что Дмитрий Коробков сейчас фактически и юридически контролирует компанию Havas Media, счета которой накануне были арестованы почти на полмиллиарда рублей. Учитывая колоссальные долги Havas Media перед своими контрагентами, эта компания, как актив, сейчас выглядит для нас крайне сомнительной и финансово неблагонадежной», — заявил ADPASS представитель АДВ.
В АДВ рассказали, что «активно наблюдают» за процессом погашения задолженности Дмитрием Коробковым и если компания продолжит не выполнять обязательства по контрактам, разбираться «с причинами такого плачевного состояния Havas Media в результате перехода актива под контроль Дмитрия Коробкова» не только в арбитражных судах.
Что такое АДВ и Havas Media
Группа АДВ создана в 2000 году на базе креативного агентства «Адвента», которое в 1995 году основал Дмитрий Коробков. АДВ являлась российским партнером двух рекламных холдингов, входящих в большую шестерку крупнейших в мире — американского Interpublic и французского Havas. Сегодня в состав группы, по собственным данным, входит 23 рекламных агентства.
АДВ заняла третье место в рейтинге медийных групп Ассоциации коммуникационных агентств России и портала Sostav по итогам 2024 года. Ее биллинг составил 51,4 млрд рублей. В составе группы были заявлены шесть медиаагентств: Arena, Havas Media, Mediaplus Russia, Initiative, UM Russia и Adlabs. По данным из открытых источников, контролирующими собственниками в АДВ являются Кирилл Коробейников и Павел Сидоров.
Агентство Havas Media («Хавас Медиа») было открыто в России в 2000 году в рамках группы АДВ. По итогам 2024 года компания заняла 15 место в рейтинге медиаагентств Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и портала Sostav с биллингом 11,7 млрд рублей. В этом рейтинге Havas Media заявлена в рамках группы АДВ, но в результате конфликта между бывшими и нынешними совладельцами группы она фактически утратила контроль над Havas Media.
История разбирательств вокруг Havas
Кирилл Коробейников и Павел Сидоров выкупили бизнес у Дмитрия Коробкова в 2023 году. Партнеры заплатили ему за долю в группе АДВ 600 млн рублей.
В ноябре 2024 года Дмитрий Коробков подал два иска к экс-партнерам и компаниям из группы АДВ. В первом иске бывший основатель АДВ требовал признать недействительным соглашение об основных условиях сделки от 3 февраля 2024 года и договоры купли-продажи долей ООО «Пойнт Лаб» (ранее «АДВ Лаборатория»), ООО «АДВ Маркетинг Сервисез», ООО «АДВ», ООО «Новые Маркетинговые Технологии» и ООО «Смарт Филд». В рамках рассмотрения иска в суде представители истца заявили, что при продаже покупатели сообщили Дмитрию Коробкову, что выручка группы в 2022 году составила 4 млрд рублей, а прибыль — 284 млн. Позже выяснилось, что в действительности выручка составила 22 млрд рублей, а прибыль — 900 млн. По мнению истца, если исходить из того, что долю Дмитрия Коробкова в бизнесе оценили по коэффициенту два к прибыли, то ее стоимость должна была составить не менее 1,8 млрд рублей, считает истец.
Ответчики назвали некорректным расчет Дмитрия Коробкова, так как в юридических документах по сделке не зафиксирован способ определения цены, и дивидендная система не являлась методом расчета стоимости АДВ. По словам представителя ответчиков, банк отказал покупателям в финансировании сделки по покупке долей в АДВ, в результате им пришлось изыскивать собственные средства и оплачивать покупку из собственных денег, вынутых из оборота бизнеса. Таким образом, сумма в 600 млн рублей не является результатом расчета и применения коэффициентов, а получена в ходе согласований между продавцом и покупателями.
6 мая 2025 года Арбитражный суд Москвы отклонил этот иск, а в августе Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение нижестоящей инстанции.
Сейчас Арбитражный суд Москвы рассматривает еще один иск от Дмитрия Коробкова — о восстановлении корпоративного контроля. Заседание по нему состоится 29 января.
В январе 2025 года акционеры АДВ сами подали иск к Дмитрию Коробкову и его нидерландской компании Semaris Holding B.V. — о защите актива ООО «Хавас Медиа». Вскоре после этого группа АДВ заявила о «рейдерской атаке … направленной на попытку захвата активов группы бывшим собственником Дмитрием Коробковым». Сообщалось, что в конце января в ООО «Хавас Медиа» сменился гендиректор — вместо Дмитрия Ульяшенко им стала Елена Фёдорова. В АДВ сказали, что она неизвестна акционерам, менеджменту, сотрудникам компании и не вышла на связь с организацией. Представители АДВ утверждают, что заявление о смене гендиректора подала подконтрольная Дмитрию Коробкову компания Semaris Holding B.V., которая находится под юрисдикцией Нидерландов и владеет ООО «Хавас Медиа».
17 октября 2025-го Арбитражный суд Москвы отказал в иске о передаче контроля над рекламным агентством Havas Media совладельцам группы АДВ.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана