Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Фотография Samuel McGarrigle / Unsplash
В некоторых странах смена религии встречается крайне редко. В Индии, Израиле, Нигерии и Таиланде 95% или более взрослого населения утверждают, что продолжают принадлежать той же религиозной группе, в которой выросли.
Однако в Восточной Азии, Западной Европе, Северной Америке и Южной Америке смена религии довольно распространена. Например, 50% взрослых в Южной Корее, 36% в Нидерландах, 28% в Соединенных Штатах и 21% в Бразилии больше не ассоциируют себя с религией своего детства.
Процент людей, сменивших родовую религию по странам
Большая часть религиозных переходов приходится на категорию, которую в Pew Research назвали «нерелигиозной группой». Она включает тех, кто, отвечая на вопрос о своей религии, заявляет, что является атеистом, агностиком или «ничего конкретного». Другими словами, большинство случаев смены религии связано с отказом от религиозной идентификации — люди покидают религию своего детства и больше не считают себя приверженными никакой религии.
Многие из этих людей были воспитаны в христианской вере. Например, 29% взрослых в Швеции заявляют, что они были воспитаны христианами, но теперь определяют свою религиозность как атеисты, агностики или «ничего особенного».
Буддизм также теряет последователей из-за отказа от религии в некоторых странах. Например, 23% опрошенных взрослых в Японии и 13% в Южной Корее заявили, что они были воспитаны как буддисты, но сегодня не принадлежат ни к какой религии.
Однако не всякая смена религии означает уход от нее. Некоторые люди движутся в противоположном направлении. Из 36 стран, охваченных исследованием, Южная Корея имеет самую высокую долю людей, которые утверждают, что выросли вне религии, но сегодня имеют какую-то веру (9%). Большинство из них (6% всех взрослых южнокорейцев) говорят, что у них не было религиозного воспитания, а сейчас они являются христианами.
Кроме того, около одной десятой части или более взрослого населения Сингапура (13%), ЮАР (12%) и Южной Кореи (11%) сменили одну религию на другую.
Хотя эти цифры отражают религиозные тенденции в 36 странах, включенных в исследование, они необязательно представляют религиозные предпочтения население всей планеты.
По оценкам центра Pew, христианство — крупнейшая и наиболее широко распространённая географически религия в мире — либо является нынешним главенствующим вероисповеданием, либо исторически доминировала в 25 из обследованных стран.
Ислам, вторая по величине мировая религия, исторически господствовал в шести из 36 обследованных стран: Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Тунис и Турция. При этом в исследовании отмечается, что в Нигерии главными религиями одновременно являются и христианство, и ислам: страна примерно поровну делится по религиозному признаку.
Буддизм традиционно занимал лидирующие позиции еще в пяти странах, участвовавших в исследовании: Япония, Сингапур, Шри-Ланка, Южная Корея и Таиланд. (Южную Корею исследователи также отнесли к странам с двумя ведущими религиями — буддизмом и христианством.)Индуизм и иудаизм соответственно доминируют лишь в одной стране из числа обследованных (Индия и Израиль).
Другой способ анализа перехода между религиями заключается в изучении количества людей, вошедших и покинувших каждую религиозную группу. Чтобы наглядно отобразить этот показатель аналитики исследовательского центра Pew применили коэффициент ухода, показывающий соотношение покинувших религию к пришедшем к ней.
В большинстве изученных стран именно христианство демонстрирует самые высокие коэффициенты ухода по сравнению с числом новых членов.
Например, в Германии этот коэффициент среди христиан составляет 19,7 к 1,0. Это означает, что почти на 20 немцев, утверждающих, что они были воспитаны в христианстве в детстве, но ныне не считают себя христианами, приходится один немец, ставший христианином после воспитания в другой мировой религии или вообще без неё.
Тем не менее в нескольких странах христианство немного выигрывает благодаря смене религии. Так, в Сингапуре соотношение составляет 1,0 к 3,2 среди христиан: на каждого сингапурца, оставившего христианство, приблизительно трое других стали христианами.
И в ряде мест примерно равное количество людей оставляет и присоединяется к христианству. К примеру, в Нигерии коэффициент равен 1,0 к 1,0.
Соотношение покинувших христианство и вошедших в него по странам
Исследование также показывает, что буддизм переживает значительные потери в результате смены религии — главным образом в форме отхода от веры — в некоторых странах, таких как Япония, Сингапур и Южная Корея.
Но показатели отношения числа ушедших к числу пришедших не столь высоки, как у христианства. Например, в Японии — стране с самой высокой долей людей, говорящих, что они были воспитаны как буддисты, но перестали ими быть, — показатель отношения числа покинувших к вновь прибывшим среди буддистов составляет 11,7 к 1,0.
В ходе опроса выяснилось, что категория респондентов, получившая наибольший чистый прирост от смены религии, — это нерелигиозные люди («не имеющие религиозной принадлежности»).
В странах, где значительное число людей называют себя не имеющими религии — иногда называемых «nones» («безрелигиозные»), — значительно большее количество респондентов перешли в разряд нерелигиозных, нежели приняли религию после воспитания вне её.
Например, в Италии соотношение между теми, кто покинул религию, и теми, кто присоединился к ней, среди нерелигиозных составляет 1,0 к 28,7. То есть на каждого человека, который вырос без религиозной принадлежности, но теперь принадлежит к религии, приходится более 28 человек, которые были воспитаны в религии, но больше ей не следуют.
В Венгрии ситуация отличается. Здесь на каждого венгра, который стал нерелигиозным, почти двое говорят, что они выросли без религии, но теперь относятся к какой-либо конфессии (соотношение ухода-присоединения составляет 1,9 к 1,0). Большинство венгров, принявших религию после воспитания вне её, стали христианами.
Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Крупнейшая в России платформа для онлайн-школ GetCourse и агентство персонального брендинга для руководителей «Космос-4» провели исследование и выяснили, какую роль играет личный бренд в развитии онлайн-бизнеса. В опросе приняло участие более 100 предпринимателей и топ-менеджеров в возрасте от 18 до 50 лет из разных регионов России.
Современный человек дофаминозависим, он постоянно подпитывает себя маленькими удовольствиями: подсчитывает лайки под своими постами, зарабатывает ачивки в видеоиграх или устраивает сладкие перекусы. Идея дать мозгу отдохнуть, ограничив число инъекций гормона удовольствия, набирает популярность. Разбираемся, действительно ли дофаминовый детокс помогает или это просто новый лайфстайл-тренд.
Зарплаты специалистов по работе с социальными сетями продолжает расти. В США средний заработок эсэмэмщика превышают $100 тыс. в год, а в крупных компаниях доходит до $160 тыс., подсчитали в Link in Bio. В России похожая динамика: по данным dnative.ru, у 64% специалистов по работе с соцмедиа за последний год доход вырос. Зарплаты в SMM зависят от опыта, уровня должности и размера компании. В крупных агентствах доходы руководителей превышают 3,9 млн рублей в год, тогда как младшие специалисты получают в среднем 0,5–0,8 млн.