Российские видеосервисы импортозаместили тормозящий YouTube на Smart TV
После замедления работы YouTube доля российских пользователей, просматривающих видеоконтент американского видеохостинга через Smart TV, значительно снизилась — с 63,2% до 36%, подсчитали в компании J'son & Partners Consulting. Тем не менее, американская видеоплатформа продолжает оставаться наиболее популярной среди бесплатных сервисов на умных телевизорах. Аналитики отмечают, что конкуренцию ей составляют главные онлайн-кинотеатры, привлекающие аудиторию качественным контентом, и Rutube с «VK Видео».
Во второй половине 2024 года рынок приложений для Smart TV претерпел «тектонические изменения», пишет Forbes со ссылкой на отчет аналитического агентства J’son & Partners Consulting. Исследование, проведенное в феврале 2025 года, показало, что лишь 36% владельцев Smart TV продолжают использовать YouTube для просмотра бесплатного видеоконтента, хотя годом ранее этот показатель достигал 63,2%. При этом, несмотря на снижение популярности, YouTube остается лидером среди бесплатных видеосервисов на платформе Smart TV.
Изменение предпочтений положительно сказалось на российских стриминговых сервисах. Так, «Кинопоиск», который в 2024 году занимал четвертое место по популярности, поднялся на второе, увеличив аудиторию до 33,6% против 16% годом ранее. Rutube также продемонстрировал значительный рост, заняв третью строчку рейтинга с показателем 25,4%, поднявшись с десятого места, где доля сервиса составляла всего 7%. «VK Видео», хотя и опустилось с третьей позиции на пятую, почти не растеряло аудиторию — 22,9%.
Как проводилось исследование
Исследование основывается на данных ежегодного опроса населения России в возрасте от 18 до 55 лет, проводимого в городах 100 тысяч-плюс. Аналитики J’son & Partners Consulting оценили общий объем парка Smart TV в стране в 2024 году в 54,3 миллиона устройств. За прошедший год было реализовано 6,74 миллиона новых умных телевизоров, в то время как примерно 150 тысяч устройств вышли из эксплуатации. К концу 2024 года эксперты прогнозируют, что аудитория Smart TV, подключенных к интернету, составит 88%.
Smart TV в России смотрят все больше
Как отмечают представители «Яндекса», Smart TV является наиболее популярной платформой для просмотра контента на «Кинопоиске». Более 60% подписчиков «Яндекс Плюс», пользующихся сервисом «Кинопоиск», предпочитают смотреть контент именно через Smart TV. Среди зрителей отмечается значительное присутствие детской аудитории — около 35%. Подписчики активно используют платформу для просмотра телевизионных программ и трансляций каналов. В общей сложности, ежемесячно телеканалы на «Кинопоиске» просматривают 6,2 млн пользователей, что на 40% превышает показатели предыдущего года. Весь остальной контент на сервисе доступен исключительно по подписке «Яндекс Плюс».
Генеральный директор «ГПМ Проекты» Сергей Стамболцян тоже говорит о стремительном росте числа пользователей Rutube, предпочитающих просмотр контента на больших экранах. По его словам, количество людей, выбирающих Rutube на Smart TV, увеличилось в пять раз, и к началу 2025 года эта платформа стала основной для аудитории. Стамболцян утверждает, что пользователи все чаще возвращаются к традиционному телевизионному формату, при этом сохраняя свободу выбора контента и времени просмотра. В частности, на платформе Premier уже более 60% экранного времени приходится на Smart TV.
Согласно внутренним данным VK, число ежедневных пользователей сервиса «VK Видео» на платформе Smart TV в начале 2025 года увеличилось в 11,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Суммарное время просмотра контента на этой платформе за тот же период возросло в 17,5 раза, сообщают представители компании.
Главной движущей силой роста популярности онлайн-кинотеатра стали оригинальные фильмы и сериалы, подчеркнули в Kion. В 2024 году компания выпустила на треть больше таких проектов, чем в предыдущем году.
Почему смарт-ТВ растет, мнения экспертов
По мнению директора департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрия Колесова, рост интереса к просмотру контента на платформе Smart TV обусловлен наличием бесплатного контента в онлайн-кинотеатрах. В качестве примера эксперт назвал платформу «Иви», предлагающий обширную библиотеку материалов за счет просмотра рекламы. Наибольший интерес вызывает детский контент и телепередачи, включая прямые эфиры и записи. Дмитрий Колесов также отметил, что многие владельцы Smart TV не знают о наличие подписки на онлайн-кинотеатры, включенные в пакеты оплачиваемых услуг. Так, только половина подписчиков «Яндекс Плюс» или «Сбер Прайм» активно пользуется услугами «Кинопоиска» или Okko после оплаты подписки. Остальные считают, что имеют бесплатный доступ к этим сервисам, описал ситуацию эксперт. Ключевой фактор роста популярности онлайн-кинотеатров на Smart TV — повышенный спрос на контент телеканалов, полагает Дмитрий Колесов. По его словам, аудитория цифровых телеканалов увеличилась почти вдвое за 2024 год. Если раньше зрители предпочитали включать фоном YouTube, то теперь удобство использования этого сервиса снизилось, что привело к перераспределению спроса в сторону телевидения и отечественных платформ.
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков, также говорит о росте количества экосистемных подписок и увеличении времени просмотра контента на «VK Видео» и Rutube. Особенно заметен прирост на Rutube благодаря «длинному контенту» — сериалам и фильмам. Он подчеркнул, что Rutube за последние годы сформировал значительную базу кинопроектов и актуальных сериалов, включая популярные шоу с каналов ТНТ и НТВ. В отличие от Rutube, «VK Видео» делает акцент на блогерский контент, который чаще всего потребляется с мобильных устройств.
Станет ли YouTube главным стриминговым сервисом в мире
YouTube остается доминирующим игроком на рынке стриминга видео в большинстве стран мира, где он доступен. С оценочной стоимостью в $550 млрд платформа стала самой дорогой медиакомпанией в мире.
По данным аналитической компании MoffettNathanson, в 2024 году YouTube занял второе место в мире по объему выручки среди стриминговых платформ, заработав свыше $51 млрд — больше, чем любая другая компания, кроме Disney. Только за последний год рекламный доход платформы составил $36,15 млрд, а доходы от подписок достигли $15 млрд.
Кроме того, в феврале 2024 года YouTube вновь стал лидером по времени просмотра видеоконтента в США, обойдя таких гигантов, как Disney, Fox Corp, Paramount Global и Netflix.
Эксперты MoffettNathanson предполагают, что если темпы роста YouTube сохранятся, то к концу 2025 года он сможет укрепить свои позиции ведущего агрегатора потокового контента и захватить около 10% американского рынка телевидения. Также ожидается, что операционная прибыль YouTube, достигшая $7,8 млрд в 2024 году, вырастет в 2025 году до $10,2 млрд и до $13,8 млрд к 2027 году.