28.03.2023, 13:58

Виртуальная реальность столкнулась с экономическими реалиями: AR/VR-устройства стали хуже продаваться

Рост продаж AR/VR-гарнитур замедлился. Спрос падает из-за отсутствия новинок, ограниченного выбора контента, неразвитости метавселенных и, соответственно, недостатка вариантов использования устройств. Но эксперты упорно прогнозируют рост продаж, несмотря на глобальный экономический кризис и то, что инвесторы переключились на вложения в технологии ИИ после грандиозного успеха ChatGPT. Рынок подтолкнут появление новых, уже анонсированных гарнитур, в первую очередь от Sony, Meta* и Apple, и совершенствование технологии. Больше всего дополненной и виртуальной реальностями интересуются геймеры и учащиеся. Не отстает и ритейл: треть пользователей VR не совершают покупок без виртуальной примерки.

Концепт Apple VR Headset // Future

По мнению аналитиков IDC, рынок гарнитур дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) в 2023 году будет расти медленнее, чем ожидалось. Компания прогнозирует, что в этом году по всему миру будет отгружено 10,1 млн гарнитур, что лишь на 14% больше, чем в 2022 году. Тем не менее предполагаемый совокупный годовой темп роста (CAGR) в 32,6% на 2023–2027 годы указывает на то, что спрос может вырасти в ближайшие несколько лет.

По данным сервиса Counterpoint, в четвертом квартале 2022 года поставки AR/VR-гарнитур на мировом рынке сократились на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объясняется отсутствием новинок и недостатком убедительных вариантов использования устройств.

Основными потребителями технологии сейчас являются игроки и учащиеся

Геймеры используют гарнитуры AR/VR для игр, поскольку они ищут более захватывающий опыт, чем предлагаемый обычными игровыми системами на основе десктопа, игровой приставки или мобильного телефона. По данным PwC, в настоящее время доход от VR-игр оценивается в $1,1 млрд, а к 2024 году он вырастет до $2,4 млрд. В 2023 году ожидается выход новых гарнитур, таких как Playstation VR 2, Meta Quest 3, которые были представлены на прошедшей в январе в Лас-Вегасе выставке потребительской электроники CES 2023.

Meta Quest 3

Свою AR/VR-гарнитуру разрабатывает Apple. Компания официально не анонсировала устройство, но известно, что у нее большие планы на дополненную реальность. Первоначально компания надеялась выпустить AR-очки (augmented reality — «дополненная реальность») вслед за дебютом гарнитуры смешанной/гибридной реальности (MR, mixed reality), которая сочетает в себе как AR, так и виртуальную реальность (virtual reality, VR). Но что-то пошло не так и об этой более важной части плана решено пока отказаться: в 2024-м или начале 2025 года выйдет только «дешевый» девайс — гарнитура смешанной реальности. По данным Bloomberg, анонс устройства состоится в июне на мероприятии Apple WWDC 2023. Сейчас, по информации издания, Apple решает проблемы с аппаратным и программным обеспечением.

О ситуации с гарнитурой Apple ADPASS рассказывал подробно.

Концепт Apple VR Glasses // Martin Hajek iDropnews

Пандемия оказала сильное влияние на систему образования, где дистанционное обучение стало стандартной практикой. Студенты, которые хотят изучать новую информацию и взаимодействовать с преподавателями и одногруппниками онлайн, интересуются и активно пользуются технологиями AR/VR.

AR/VR в рекламе и ритейле

Реклама и ритейл два сектора, в которых ожидается экспоненциальный рост применений AR/VR-технологий. Например, рекламодатели могут добавлять брендированные места в уже существующие игры, а ритейлеры предоставить возможность примерить одежду в виртуальной примерочной.

По опросу Global Consumer Insights Pulse Survey проведенному PwC, около трети пользователей AR/VR-технологии стали ее использовать именно для того, чтобы получать более подробную и понятную информацию о товарах, а треть из них не совершает покупки пока не попробует продукт в виртуальной реальности. По прогнозу Statista, число пользователей VR в секторе розничной торговли в США к 2025 году достигнет 31,5 млн человек.

Аналитики IDC ожидают, что в 2024 году совершенствование технологий виртуальной и дополненной реальности продолжится, несмотря на сложную экономическую ситуацию. «Потребительское использование VR пока доминирует на рынке AR/VR, но растущий интерес потребителей к AR начинает менять этот сегмент», — отметил Рамон Ламас, директор исследовательской группы IDC по дополненной и виртуальной реальности. «Исторически сложилось так, что коммерческие пользователи лидировали в сегменте AR с приложениями для обучения и выездного обслуживания. Но с появлением более легких форм-факторов гарнитур, более ярких дисплеев, четкого звука и растущего списка брендов маятник качнулся в другом направлении. В сочетании с широкой популярностью игр для VR-гарнитур потребительское использование будет лидировать в обоих сегментах, даже несмотря на то, что число коммерческое использование растет», — подытожил эксперт.

* признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?