13.02.2023, 10:47

В переводе с «Питона» на китайский: что не дает упасть рынку дистанционного образования

Пробужденный пандемией интерес к дистанционному образованию в России заметно снизился. Основными причинами аналитики называют падение доходов населения и уход западных социальных платформ и Google Ads, через которые продвигали свои услуги edtech-компании. Люди все реже подписываются на курсы, рассчитанные на год-два, и предпочитают мини-программы, особенно по программированию. При этом кризис не останавливает родителей вкладываться в образование детей, в том числе языковое. Китайский язык становится все популярнее.

«Ведомости» ознакомились с исследованием аналитического агентства Smart Ranking. Согласно ему первая сотня edtech-компаний в 2022 году заработала 87 млрд руб. Рост рынка составил 17,95% против 70% в 2021-м.

Гендиректор онлайн-школы «Нетология» Марианна Снигирева назвала основной причиной снижения динамики — падение платежеспособности населения. Также сыграл негативную роль запрет Instagram* и Facebook*, через которые школы продвигали свои курсы: , и уход Google Ads. В самой Smart Ranking замедление рынка связывают с ослаблением эффекта двухлетнего edtech-бума.

Флагманом рынка стало детское образование — рост 28,9% (до 26,8 млрд рублей). За ним следует дополнительное профессиональное образование — плюс 25,8% (до 30,8 млрд рублей). На 10,9% вырос сегмент обучения иностранным языкам (до 9,4 млрд рублей). Особенно выросла популярность курсов по китайскому языку. Аутсайдером стало бизнес-образование — минус 21,7% (до 9,7 млрд рублей).

С оценками исследователей в целом согласились в «Нетологии», Ultimate Education, «Учи.ру», «Интернетуроке» и Maximum Education. В языковой школе Skyeng рост популярности иностранных языков оценили в 15%. Образовательный центр «Контур.Школа» считает, что бизнес-образование упало менее чем на 21,7%.

Повышение интереса к детскому образованию платформы объясняют родительской психологией. «В условиях нестабильности им, наоборот, хочется заложить фундамент для будущего детей», — сказал гендиректор Maximum Education Михаил Мягков.

Дополнительное профессиональное образование тянут вперед курсы IT. Об этом «Ведомостям» рассказали в Skillbox, «Яндекс.Практикуме» и «Нетологии». В Skillbox с января по ноябрь 2022 года продали таких курсов на 18% больше, чем за тот же период позапрошлого года, а в «Нетологии» — вообще на 43%.

Руководитель edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина объяснила падение сегмента бизнес-образования тем, что в кризис у граждан сузился горизонт планирования. А бизнес-курсы обычно рассчитаны на длинные сроки. К тому же в нестабильные времена люди предпочитают держаться за работу, а не заводить собственный бизнес.

Опрошенные изданием эксперты сошлись во мнении, что на динамику рынка онлайн-образования в этом году будут оказывать влияние общая экономическая ситуация, спрос на удаленную работу, стабильность работы рекламных площадок и качество интернет-трафика.

*продукты корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?