06.05.2023, 08:39

Закон с ограниченной ответственностью: участники рынка цифровой рекламы просят смягчить наказание за неисполнение требований учета интернет-рекламы

Пять отраслевых объединений, включая Ассоциацию коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциацию развития интерактивной рекламы (АРИР) и Ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК), направили в Госдуму письмо с инициативами по доработке законопроекта об административной ответственности за отсутствие маркировки интернет-рекламы. Они предлагают использовать в качестве наказания предупреждения, разграничить ответственность за злостное неисполнение требований учета рекламы и незначительные ошибки, наказывать соразмерно нарушениям и отложить введение штрафов хотя бы до 1 января 2024 года.

Законопроект о штрафах за неисполнение требований нового закона о маркировке цифровой рекламы был внесен в Госдуму 14 апреля, первое чтение запланировано на май. Предложенные поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) предполагают санкции не только за отсутствие маркировки и непередачу сведений в Роскомнадзор, но и за ошибки и нарушения при учете рекламы.

В зависимости от характера правонарушения физлиц предложили штрафовать в размере от 10 до 100 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей, а операторов рекламных данных (ОРД) — от 300 до 700 тыс. рублей.

3 мая главы пяти ведущих ассоциаций, объединяющих большинство игроков рынка цифровой рекламы, направили совместное обращение председателю комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову. Под письмом подписались директор РАЭК Сергей Гребенников, президент АКАР Сергей Пискарев, президент АРИР Борис Омельницкий, президент межрегиональной общественной организации «Рекламное право» Ирина Шурмина и президент Ассоциации блогеров и агентств Таня Иванова.

Авторы письма считают, что законопроект об административной ответственности за неисполнение требований по маркировке интернет-рекламы нуждается в «существенной доработке».

Они подчеркнули, что системы операторов рекламных данных (ОРД) и Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР) все еще находятся в стадии отладки технических процессов и настройки функционала, а большая часть данных от игроков рынка передаются в них вручную. Все вместе это приводит к большому числу ошибок при учете интернет-рекламы, и есть высокая вероятность, что «бизнес не будет иметь объективной, беспрепятственной возможности исполнить закон или исполнить его своевременно», сказано в обращении.

По мнению подписавшихся, текущая редакция законопроекта об административной ответственности не учитывает эти сложности, а существенный размер штрафов даже за незначительные правонарушения создает «критически значимые риски» для добросовестных игроков рынка, особенно представителей малого и среднего бизнеса. В связи с этим ассоциации подготовили ряд предложений по доработке законопроекта.

Какие санкции предполагает текущая редакция законопроекта

  • за непередачу данных в ЕРИР, нарушение сроков передачи данных или предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации:

административные штрафы физлиц составят от 10 до 30 тыс. рублей, должностных лиц — от 30 до 100 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей. Оштрафовать за нарушения такого типа смогут рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных данных;

  • за распространение рекламы в интернете без уникального идентификатора (ID, он же маркер или токен) либо нарушение требований к его размещению:

административные штрафы физлиц составят от 30 до 100 тыс. рублей, должностных лиц — от 100 до 200 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей;

  • за неисполнение оператором рекламных данных (ОРД) обязанности по передаче информации в ЕРИР (Роскомнадзор), передачу неполной, недостоверной, неактуальной информации либо нарушения требований к рекламному идентификатору:

административные штрафы должностных лиц составят от 100 до 200 тыс. рублей, юрлиц — от 300 до 700 тыс. рублей.

Что предлагают отраслевые ассоциации

  • ввести в качестве меры административной ответственности предупреждения — для составов правонарушений, касающихся непередачи данных в ЕРИР участниками рынка и отсутствия маркировки (ч. 15 и 16 ст. 14.3 КоАП соответственно)

Предупреждения в качестве административного наказания позволят добросовестным участникам рынка скорректировать их действия, но при этом не приведут к значительным материальным потерям, отметили авторы письма.

  • Установить срок вступления административной ответственности в силу не ранее 1 января 2024 года

Пока нормативная база учета интернет-рекламы «находится в активной стадии формирования» и «рынок испытывает высокую степень неопределенности», введение административной ответственности представляется отраслевым ассоциациям преждевременным.

  • Разграничить ответственность за полное игнорирование требований об учете интернет-рекламы и исполнение требований с незначительными нарушениями

В ассоциациях считают чрезмерным наказывать добросовестных участников рынка за каждый эпизод неполного предоставления информации или некорректного размещения рекламного идентификатора. Эти случаи должны быть разграничены с ситуацией, когда требования о маркировке рекламы в принципе игнорируются участником рынка, подчеркнули авторы письма.

  • Создать четкий и прозрачный для рынка порядок привлечения к ответственности за нарушение требований маркировки интернет-рекламы

По мнению глав отраслевых ассоциаций, ответственность за нарушения маркировки не должна вводится, пока остаются неразрешенными вопросы о том, как будут выявляться нарушения, как будет происходить взаимодействие Роскомнадзора и Федеральной антимонопольной службы, будет ли предоставляться срок на устранение нарушения, какое именно лицо будет привлекаться к ответственности.

  • проработать пропорциональный размер штрафов исходя из соразмерности наказания и нарушения

Предложенные меры «необходимы для достижения общей цели регулятора и добросовестных игроков рынка — равных правил работы отрасли, основанных в том числе на пропорциональных и соразмерных санкциях для лиц, нарушающих обязательные требования», уверены авторы письма.

В дальнейшем ассоциации рассчитывают провести совещание с комитетом Государственной Думы РФ по государственному строительству и законодательству по обозначенным мерам с участием авторов законопроекта и профильных госорганов. Ранее авторы поправок уже высказывались по поводу размера штрафов — в ответ на обращение Ассоциации блогеров и агентств, назвавшей санкции «неподъемными и губительными» для большинства инфлюенсеров. Депутат Артем Кирьянов сказал, что в законопроекте заложены «минимальные штрафы» и это «профилактирующая мера», а депутат Антон Горелкин заявил, что размер штрафов еще будет обсуждаться.

Что такое маркировка интернет-рекламы

Маркировка интернет-рекламы — система принудительного учета рекламы в сети, введенная поправками в закон «О рекламе» и заработавшая 1 сентября 2022 года. Все цифровые рекламные объявления учитываются в ЕРИРе, за который отвечает Роскомнадзор. В реестр поступает информация о креативах, показах, площадках, данные о контрагентах, заключивших договоры на размещение интернет-рекламы, и о платежах по этим договорам.

Участников рынка цифровой рекламы поделили на три категории: рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. Рекламораспространители — это те, кто размещает рекламу в интересах рекламодателей (медиаагентства, площадки, СМИ), операторы рекламных систем — посредники между площадками и медиаагентствами.

На первом этапе агентство или площадка должны зарегистрировать креативы и договоры участников цепочки в ЕРИРе через операторов рекламных данных (ОРД) — организации, которые которых Роскомнадзор уполномочил аккумулировать подобную информацию. Передать данные в ЕРИР можно только через них. После регистрации рекламному сообщению присваивают уникальный идентификатор (ID, он же маркер или токен). Креатив в большинстве случаев нужно зарегистрировать до начала размещения.

На втором этапе в ЕРИР передают информацию о проведенной рекламной кампании. Необходимо предоставить информацию о сроке размещения рекламы, объеме показов и стоимости размещения. Данные можно подавать в течение месяца, который следует за календарным месяцем, когда размещалась реклама. Вся информация должна храниться в ОРД год, в Роскомнадзоре — пять лет.

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
8 часов назад
Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Редакция ADPASS
12.04.2024
Все видео в одну витрину: «Витрине ТВ» хотят отдать контент цифрового ТВ, а рекламу — единому селлеру

Российские медиахолдинги предлагают радикально изменить методы доставки и монетизации цифрового ТВ-контента. В ходе обсуждения концепции развития телевещания до 2035 они предложили сделать единым приложением для распространение цифрового телеконтента «Витрину ТВ», назначенного Роскомнадзором поставщика трансляций телеканалов в интернете, а продажи таргетированной рекламы передать единой отраслевой платформе. Вещатели рассчитывают, что так они заработают дополнительно 51-54 млрд рублей. В России игроки предпринимают попытку структурной перестройки отрасли на фоне увеличения доходов видеосервисов (+11%), в то время как в США бурный рост видеосегмента уступил место стагнации (+2%).

Редакция ADPASS
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?