09.08.2022, 16:48

Торговцам контрафактом на маркетплейсах грозит пожизненное

Информацию о продавцах контрафакта, случаях размещения и подтверждающую нарушения документацию соберут в единую информационную базу маркетплейсов. Систему запустили ритейл-платформы Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». Продавцам контрафакта грозит наказание вплоть до пожизненного исключения — запрета на торговлю на маркетплейсах навсегда.

Три ведущих маркетплейса России впервые начали обмениваться информацией о продавцах контрафактной продукции. Цель запуска системы — предотвращение возможных случаев продаж нелегальных товаров и сокращение их распространения на российском рынке, сообщает ТАСС со ссылкой на информацию Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

В информационную систему попадут данные о случаях размещения контрафакта, информация о его продавце и сведения из документов, подтверждающих нарушение. В случае обнаружения в своем ассортименте нелегальных товаров маркетплейс блокирует их размещение на своей платформе. Далее информация о событии контрафакта будет выгружена в систему для проверки наличия таких товаров и продавцов на других площадках. Проверив полученные сведения, остальные участники рынка при совпадении данных могут запросить у поставщика документы, подтверждающие легальность происхождения товаров. Если документы отсутствуют или окажутся недостоверными, маркетплейс может остановить реализацию подозрительных товарных позиций.

Если подтвердится, что товар поддельный, на селлера будет наложено трехмесячное пенальти на торговлю. За повторное нарушение поставщику будет запрещено размещать свои товары на всех маркетплейсах, подключенных к системе.

7 июля РБК сообщил, что, по мнению Минпромторга, маркетплейс Wildberries стал каналом реализации контрафактной продукции. Об это заявил заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский.

«Сегодня эта компания (Wildberries) действительно становится каналом сбыта контрафакта, и об этом свидетельствуют многочисленные жалобы как от потребителей, поступающие в адрес Минпромторга, так и от представителей сообществ, например Союза кожевников», — сказал он во время круглого стола фракции «Новые люди» на тему «Параллельный импорт: как защитить граждан от контрафакта и фальсификации» в Госдуме.

В своем комментарии агентству представители Wildberries позже заявили, что вместе с властями противодействуют появлению сомнительной продукции на российском рынке. «На Wildberries давно отлажена модель работы с брендами, мы эффективно отсеиваем некачественную продукцию», — сказали в компании, уточнив, что продавцы маркетплейса должны иметь всю необходимую документацию для продажи товара.

«Онлайн-площадки осуществляют беспрецедентную работу с помощью своих внутренних инструментов по модерации ассортимента, благодаря этой работе контрафакт составляет 0,1% от общего количества товаров. Однако он есть, и это наносит удар по репутации интернет-торговли. Налаживание механизмов параллельного импорта, то есть ввоза оригинальных товаров законным способом, вместе с информационной системой станут надежным инструментом по борьбе с продавцами, обходящими законодательство Российской Федерации», — цитирует TACC президента АКИТ Артема Соколова.

Объявлению о создании базы продавцов контрафакта предшествовало подписание премьер-министром Михаилом Мишустиным изменений в постановление №1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».

В подписанных 29 июля 2022 года председателем правительства изменениях ритейлеры включаются в перечень юридических лиц, на которых с 1 марта 2023 года распространяется требования к обороту подлежащих обязательной маркировке товаров. Маркетплейсы будут нести ответственность за непередачу в национальную систему цифровой маркировки «Честный знак» и продажу контрафактных товаров. В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, входят: табачные изделия, обувь, одежда, постельное бельё и полотенца, фотоаппараты и лампы-вспышки, молочная продукция, шины и покрышки, парфюмерия, меховые изделия, лекарства и велосипеды.

Продажа товаров без маркировки административно и уголовно наказуема.

Продажа без маркировки

Если на подлежащих маркировке товарах (кроме табачных изделий) маркировка отсутствует, штраф может составлять от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 300 000 тыс. рублей для юридических лиц. В случае с продажей немаркированной табачной продукции должностные лица наказываются штрафом от 30 000 до 50 000 рублей, юридические — от 300 000 до 500 000 тыс. рублей. За преступление в особо крупных размерах или в составе группы лиц штраф может составить до 1 000 000 рублей, также предусмотрено лишение свободы сроком на 5 лет.

Непередача данных в систему «Честный знак»

Продажа маркированных товаров в розницу без передачи в систему маркировки «Честный знак» сведений о выводе из оборота (любая реализация, изъятие, уничтожение, утилизация, конфискация и т. д.), наказывается штрафом в размере от 1000 до 10 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц.

Нарушение сроков передачи в систему «Честный знак»

Вся цепочка от производителя до розничного продавца должна соблюдать сроки по отправке сведений при вводе товаров в оборот, передаче прав на товары и выводе из оборота. Ввод в оборот необходимо осуществлять до того, как товар появится в продаже.

На отправку данных о передаче прав на товары отводится 3 дня. Когда посредник или розничный продавец получает товар, у него есть 3 дня на проверку и подтверждение документов в системе. Только после этого подтверждения товар можно продавать дальше.

За нарушение этих сроков для должностных лиц предусмотрен штраф от 1000 до 10 000 рублей, для юридических — от 50 000 до 100 000 рублей.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
05.04.2024
Редакция ADPASS
26.03.2024
Редакция ADPASS
22.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?