04.04.2023, 14:02

Снял-продал: онлайн-кинотеатры форсируют производство originals

Продажа собственного контента (originals) в 2022 году принесла российским онлайн-кинотеатрам 5,1 млрд рублей. Лидером по доходам от дистрибуции своих фильмов и сериалов стал видеосервис Start, заработавший на originals 2,25 млрд рублей. Развитие собственного кинопроизводства подхлестывает уход из России крупнейших западных кинокомпаний: собственный контент — единственный способ не потерять зрителей, считают эксперты.

Аналитическая компания J’son & Partners Consulting провела исследование доходов российских онлайн-кинотеатров от продаж собственной кинопродукции. За 2022 год видеосервисы «Кинопоиск», «Иви», Start, more.tv и «Смотрим» заработали на продажи своих фильмов и сериалов 5,1 млрд рублей. Данные о выручке от дистрибуции собственного контента была раскрыта ими впервые. Впрочем, отмечается в исследовании, эти цифры носят «иллюстративный» характер: ряд крупных видеосервисов — Premier, Okko, Kion — не раскрывают данные о доходах этого направления бизнеса.

В 2022 году весь объем рынка легальных видеосервисов, по данным J’son & Partners Consulting, составлял 86,25 млрд рублей (-12,9% год к году). При подготовке отчета учитывались данные по выручке онлайн-кинотеатров, видеоплатформ соцсетей, агрегаторов контента и видеосервисов. С отчетом ознакомились «Ведомости».

Производством собственного контента российские видеосервисы активно занялись в 2018 году. Через три года на рынке произошел контентный бум: за 2021 год российские видеосервисы выпустили 87 originals, что в 2,2 больше, чем годом ранее. В 2022 году онлайн-кинотеатры выпустили 89 единиц контента, говорится в исследовании.

Originals — брендообразующие проекты для видеосервисов. Они привлекают внимание зрителей к площадке и способствуют увеличению числа подписчиков. В 2022 году контент собственного производства не только входили в топ-10 всех ведущих российских видеоплатформ, но и занимали первые строчки рейтингов («Монастырь» («Кинопоиск»), «И снова здравствуйте!» («Иви»), «The Телки» (видеосервисы Wink и more.tv), «Два холма» (Start), «Жизнь по вызову» (Kion).

Выпустивший в прошлом году больше всех originals сервис Start закономерно стал лидером по вырученным от их продажи средствам. Дистрибуция контента собственного производства принесли платформе за прошлый год 2,25 млрд рублей, рассказал изданию гендиректор Start Дмитрий Гудумак. При этом доход от подписок платформы составил 4,66 млрд рублей.

По словам заместителя гендиректора по контенту видеосервиса «Иви» Ивана Гринина, на платформе в 2022 году вышло семь originals. Выручка от продажи собственного контента составила около 900 млн рублей. Это меньше 10% доходов компании за весь прошлый год. «Мы планируем и дальше расширять собственное производство», — сообщил Гринин.

После ухода с рынка голливудских мейджоров originals стали одним из самых важных видов контента, способных привлечь аудиторию, считает директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. Эксперт считает, что также будет расширяться сотрудничество между онлайн-кинотеатрами и телеканалами. «Но часть собственных проектов видеосервисы все же продолжат выпускать как оригинальные премьеры, чтобы отличаться от других онлайн-кинотеатров», — добавил Колесов.

По мнению управляющего партнера «ТМТ консалтинга» Елены Крыловой, уход голливудских мейджоров способствует если не дальнейшему выпуску собственного контента российскими платформами, то как минимум сохранению текущего уровня их количества. «С другой стороны, видеосервисы сейчас оптимизируют свои расходы и все чаще выпускают оригинальные проекты совместно с телеканалами или другими онлайн-кинотеатрами», — резюмировала эксперт.

Весной 2022 года, после начала военных действий в Украине, пять крупнейших мировых кинокомпаний, Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Paramount и Universal, заявили о сворачивании свой работы в России. Прокат их кинофильмов в офлайн-кинотеатрах прекратился почти сразу. Также были отменены все премьеры мировых блокбастеров. Летом контент главных западных кинопроизводителей начал пропадать и из российских онлайн-кинотеатров. В итоге количество фильмов и сериалов ведущих мировых киностудий за год сократилось в 1,5-2 раза, сообщило агентство Telecom Daily.

Больше всего контента западных мейджоров потерял «Кинопоиск»: количество тайтлов от ведущих мировых кинопроизводителей на стриминге сократилось с почти двух тысяч до чуть менее одной тысячи. Чуть меньше половины такого контента потерял Wink: в марте 2022 года на платформе было представлено 2,3 тыс. мейджорских проектов, а через год всего 1,2 тыс. Меньше всего от уходов западных мейджоров пострадала платформа Okko: количество голливудских фильмов в библиотеке стриминга сократилось всего на треть

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как сделать спецпроект
в ВК мессенджере?