ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
07.12.2023, 16:30

Сегментация рынка: цели, виды, критерии и этапы сегментирования

Сегментация рынка — это не просто разделение потребительской аудитории на группы по схожим характеристикам с целью формирования для каждой из них наиболее актуального предложения. Это прямой способ увеличения продаж за счет понимания особенностей покупательского поведения своей ЦА. В статье рассмотрим, что такое сегментирование рынка с точки зрения маркетинга, зачем оно необходимо и как помогает в развитии бизнеса.

Что такое сегментирование рынка

К таким критериям относятся:

  • социально-покупательская активность;

  • материально-финансовый статус;

  • половозрастная категория и др.

сегментация рынка -фото

Цели рыночного сегментирования

После того как целевая аудитория сегментирована, компания может разрабатывать индивидуальные маркетинговые стратегии для каждой группы, учитывая их особенности и потребности.

Рыночная сегментация ЦА позволяет бизнесу достигать следующих целей:

  • Экономить бюджет за счет оптимизации имеющихся резервов (финансовых, материальных, рекламных);

  • Управлять гибкой ценовой и торговой политиками благодаря точной ориентации на конкретный покупательский сегмент;

  • Получать стабильный доход в продолжительной перспективе;

  • Занять конкурентное первенство путем увеличения объемов реализации.

Примеры сегментирования рынка

Если у компании образовательный продукт, то и предлагать его надо возрастной категории, которая активно повышает свое образование. К таковой, разумеется, относится молодежь. Хотя и молодежь можно разделить на подгруппы по следующим характеристикам:

  • уровень финансовых возможностей;

  • возможная сфера занятости;

  • наличие семьи и т.д.

критерии сегментации рынка - фото

Виды рыночных сегментаций

Существует несколько основных видов сегментации рынка.

Демографическая

  • Возраст;

  • Пол;

  • Семейное положение;

  • Уровень дохода;

  • Образование;

  • Размер семьи.

Географическая

  • Регион;

  • Страна;

  • Город или сельская местность;

  • Климатические особенности.

Психографическая

  • Стиль жизни;

  • Ценности;

  • Интересы.

Поведенческая (по типу покупательского поведения)

  • Лояльность к бренду;

  • Частота использования продукта;

  • Реакция на маркетинговые стимулы.

Фирмографическая (по размеру компании)

  • Малый бизнес;

  • Средний бизнес;

  • Крупный бизнес.

Выбор критериев для рыночной сегментации

Выбор конкретного вида сегментации зависит от характера продукта или услуги, нюансов целевой аудитории и целей маркетинговой стратегии. Компании часто используют комбинацию нескольких видов для более точной разгруппировки ЦА.

Вот несколько шагов, которые следует предпринять при выборе критериев:

  • проведение исследований рынка, чтобы лучше понять особенности ЦА;

  • определение основных характеристик, которые могут влиять на спрос на тот или иной продукт или услугу;

  • использование доступных данных о клиентах для выявления общих черт и различий между ними; рассмотрение демографических, географических, психографических и поведенческих данных;

  • постановка целей, которые важно достичь (например, увеличение продаж, улучшение удовлетворенности клиентов, расширение рынка и т. д);

  • тщательный анализ сегментов рынка, занятых конкурентами; изучение текущих и будущих рыночных трендов, определяющих потребительские предпочтения;

  • оценка ресурсных возможностей бизнеса; проведение пилотных (тестовых) маркетинговых кампаний, для объективной оценки выбранных критериев.

сегментация рынка товаров - фото

Методы сегментации рынка

Существует несколько методов сегментации рынка, которые могут использоваться компаниями для выделения целевых групп потребителей.

По выгодам

Сегментация рынка товаров зависит от предлагаемой выгоды. И здесь дело не только в цене. Например, свежая выпечка небольшими партиями будет востребована в магазинах у дома, а за большим объемом строительных материалов потребитель готов поехать в крупный магазин с богатым выбором.

Построение сетки сегментации

Сетка сегментации позволяет сделать анализ базовых рынков и определить условия с разными характеристиками покупательского спроса и технологиями продаж продукта.

Выявление зависимости позволит грамотно разделить рынок на определённые сегменты.

Многомерная классификация

Принцип многомерной классификации позволяет выделять сегменты по нескольким схожим предпочтениям целевой аудитории.

Группировка

Этап группировки включает в себя объединение потребителей по существенным признакам. Доминирующий признак позволит сформировать определенный сегмент.

Функциональные карты

Составьте карту в зависимости от группы ваших потребителей и функциональных предпочтений в выборе продукта, используя критерии сегментации рынка.

Однофакторная сегментация формируется по схожему фактору для однотипной группы товаров. Многофакторная карта позволит распределить товар для разных групп клиентов.

пример сегментации рынка - фото

Основные этапы

Работа по сегментации рынка проводится поэтапно:

  • Анализ возможностей компании и определение целей для продвижения продукта;

  • Сбор актуальной информации по ситуации на рынке;

  • Анализ данных;

  • Планирование стратегии продвижения;

  • Разбивка на сегменты с учетом потребностей аудитории;

  • Поиск целевых сегментов;

  • Распределение товаров по типу сегментации;

  • Проработка и реализация маркетинговой стратегии.

Типичные ошибки

Чтобы избежать ошибки при сегментации рынка, важно помнить, что:

  • Первичный сбор информации в зависимости от цели сегментации рынка требует тщательной подготовки. Например, не достаточно разделить потребителей только по полу, возрасту, достатку;

  • Данные, которые вы включаете в этапы сегментации рынка в планировании деятельности бизнеса следует брать только актуальные. Маркетинговые исследования важно проводить постоянно;

  • Необходимо постоянно поддерживать потребительскую активность.

Преимущества и недостатки сегментации

Использование метода сегментации рынка имеет следующие плюсы:

  • способствует развитию компании в выбранном направлении;

  • дает возможность тратить ресурсы целенаправленно;

  • позволяет прогнозировать изменения рынка;

  • удовлетворяет потребности целевой аудитории.

К недостаткам следует отнести следующее:

  • требует трудовых и временных затрат компании;

  • может направить компанию по слишком узкому пути развития, если не верно проведено сегментирование;

  • нуждается в постоянном обновлении в связи с меняющимся рынком и предпочтениями потребителей.

Резюме

Сегментация рынка в маркетинге способствует повышению продаж компании. А использование методов, описанных в статье, поможет вам сделать процесс сегментирования более эффективным.

Вам понравится

Подкаст «Маркетинг и реальность»
Позавчера
ВсеДизайнеры.com
11.04.2024
dhprime
07.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?