09.08.2022, 13:17

Российские торгцентры собирают арендаторов с мировой периферии

Владельцы российских торговых центров обратились к Министерству иностранных дел с просьбой отменить визовый режим для предпринимателей из «дружественных стран» Азии, Африки и Латинской Америки. Если ключевые иностранные бренды покинут рынок, к концу года пустовать будет треть торгцентров, предупреждают эксперты. При этом визовый режим является существенным препятствием для потенциальных партнеров — как из-за высокой стоимости, так и из-за невозможности оперативных визитов.

Бизнесу визы дороги

Дмитрий Москаленко, президент Российского совета торгцентров (РСТЦ), направил главе российского МИД Сергею Лаврову письмо с просьбой отменить визовый режим для представителей бизнеса из стран Азии, Африки и Латинской Америки, либо снизить для них стоимость оформления российских виз. Об этом сообщает «Коммерсантъ», ознакомившийся с письмом. По мнению Москаленко, стоимость оформления виз является основным препятствием проведению переговоров с ключевыми лицами по привлечению новых брендов в РФ. В качестве примера президент РСТЦ приводит стоимость виз для граждан Турции: для однократного визита она составляет $80, цена многократной визы — $240. Для бизнеса этих стран такие сборы являются «существенной суммой», говорится в обращении. Отмена визового решения или снижение стоимости оформления виз могло бы привлечь на рынок новых партнеров, уверены владельцы торговых центров.

Условное разделение стоимости виз для граждан «дружественных» и «недружественных» стран существует и в Китае. Сумма визового сбора для граждан США составляет $140 вне зависимости от длительности визита. Для граждан других стран стоимость в несколько раз ниже и зависит от длительности пребывания в Китае: от $30 для однократных поездок до $90 за многократную визу, которая оформляется сроком на год и более.

По оценкам компании CORE.XP, за первое полугодие российские торговые центры лишились почти трети иностранных арендаторов. Так, в сети «Мега» после закрытия IKEA и приостановки работы иностранных фэшн-ритейлеров могут простаивать до 40% площадей, рассказал «Коммерсанту» представитель компании. На данный момент на приостановившие работу сети приходится около 7,5 млн кв. м торговых площадей, подсчитали в Совете торговых центров. Эксперты прогнозируют, что около половины из них в результате разорвут соглашения. По мнению аналитиков, это приведет к снижению посещаемости и падению арендных доходов индустрии не менее чем на 15-20%.

Одних виз недостаточно

Однако стоимость визы — не единственный фактор, который может препятствовать заключению соглашений с новыми партнерами. При визовой системе невозможны оперативные визиты в страну. Сейчас въезжать в РФ без дополнительных разрешений могут граждане 37 стран. Помимо некоторых государств — бывших республик СССР, в этот перечень входят страны Южной и Центральной Америки (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Гайана, Венесуэла, Уругвай, Перу, Коста-рика, Куба, Доминиканская Республика, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), европейские Сербия, Северная Македония, Черногория, Босния и Герцеговина, а также Израиль, ОАЭ, Южная Корея и ЮАР.

Несмотря на отсутствие визовых ограничений, в 2021-м только одна из этих стран, не являющаяся участником СНГ, вошла в список основных торговых партнеров России — Южная Корея. Объем товарооборота между РФ и Южной Кореей составил $29,9 млрд — почти в пять раз ниже, чем с Китаем и примерно на одном уровне с Турцией.

Светлана Кузьмина, директор департамента торговой недвижимости Accent Capital, полагает, что облегченный визовый режим вряд ли существенно повлияет на вывод новых брендов в торговые центры. Такого же мнения придерживается Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia. По словам Хакбердиевой, в сложившейся ситуации гораздо важнее увеличение льгот для локального бизнеса и импортеров. Ольга Антонова, партнер ведущей российской консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости Commonwealth Partnership (CMWP), полагает, что такими мерами поддержки бизнеса могли бы стать субсидии и налоговые льготы для отраслей, где пока не происходит импортозамещения.

Авторы:
Анастасия Кузнецова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Platforma: big data для бизнеса
Позавчера
АРИР
10.04.2024
Редакция ADPASS
02.04.2024
М.А.К.И. Приморья
20.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?