Замыкающий тройку крупнейших в России маркетплейсов «Яндекс Маркет» объявил о ребрендинге. Компания сменила цветовую гамму с черно-бело-желтой на красно-желтую. Красный – цвет материнской компании онлайн-ритейлера «Яндекса», желтый – привычный цвет «Яндекс Маркета». До конца года маркетплейс поменяет десять тысяч вывесок на пунктах выдачи заказов (ПВЗ) и перекрасит три тысячи автомобилей. «Маркет» взял курс на ценовую конкуренцию с другими маркетплейсами, так как красно-желтые цвета прочно ассоциируются со скидками и распродажами, отмечают эксперты. Правда, по их словам, релиз логотипа получился смазанным: раньше аналогичные фирменные цвета представил маркетплейс «Магнит Маркет».
На «AliExpress Россия» некому торговать
С «AliExpress Россия» продолжают бежать российские продавцы. В этом году их стало меньше на четверть или даже на треть. У всех его конкурентов число селлеров наоборот значительно выросло. Инвесторы совместной китайско-российской ecom-площадки махнули на нее рукой и перестали вкладываться в развитие после начала военных действий в Украине.
Сервис «Точка Маркетплейсы» подсчитал, что с начала года по май «AliExpress Россия» потерял 27% российских продавцов-клиентов сервиса. Тогда как в «Сбермегамаркете» их число удвоилось (рост 120%), у Ozon и «Яндекс Маркета» тоже — на 92% и 89% соответственно. У Wildberries рост показателя составил 36%. Даже «дочка» «AliExpress Россия» KazanExpress привлекла на 7% продавцов больше, чем за тот же период прошлого года. Всего же на российских ecom-площадках с начала 2023 года продавцов стало в полтора раза больше (+51% год к году).
Проблемы «AliExpress Россия» начались после решения собственников остановить инвестиции. Маркетплейс — совместное предприятие китайской Alibaba Group, VK, компании Алишера Усманова USM International и РФПИ. Это произошло после начала военных действий в Украине. Data Insight подсчитала, что в 2022 году продажи «AliExpress Россия» упали на 47%, до 56,2 млрд руб.
«Infoline-Аналитика» считает, что «AliExpress Россия» скатилась еще ниже — число локальных продавцов с января по май снизилось на треть (30%). Ее глава Михаил Бурмистров сказал «Коммерсанту», что локальный бизнес «AliExpress Россия» «теперь в основном представлен KazanExpress». Другим маркетплейсам аналитическая компания дает еще больший рост, чем «Точка Маркетплейсы»: «Сбермегамаркет» по этому показателю вырос более чем втрое, Ozon — более чем вдвое, «Яндекс Маркет» — вдвое, а Wildberries — в полтора раза.
«AliExpress Россия» осталась не только без инвестиций владельцев, но и прекратила маркетинговую активность, вероятно, опасаясь западных санкций, хотя прямо об этом не заявлялось. Отсюда и бегство селлеров: в «Точке Маркетплейсы» сказали, что их привлечение — серьезная статья бюджета. В Oborot.ru добавили, что маркетплейсы конкурируют за продавцов, используя рекламу, участвуя в выставках и конференциях. «AliExpress Россия» там давно не видно.
В «Сбермегамаркете» связывают значительный рост числа продавцов с развитием инфраструктуры, обучающими проектами, упрощением функционала. В Ozon «Коммерсанту» сообщили, что к концу мая продавцов у них стало в 2,2 раза больше, чем за тот же период прошлого года. На это повлияли появление новых складов в регионах, расширение сети ПВЗ и программы поддержки. «Яндекс Маркет» подтверждает удвоение продавцов до 81 тыс. Там сказали, что магазины выходят на большее количество площадок, а компания развивает логистику в регионах и открывает фирменные ПВЗ. В Wildberries заявили, что число активных селлеров у них выросло на 69% «в условиях инвестиций в развитие логистической инфраструктуры, автоматизации бизнес-процессов и IT-инструментов».
Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов сказал о продолжающемся замедлении рост числа продавцов на онлайн-площадках: селлеры стараются диверсифицировать риски, расширяя бизнес на несколько маркетплейсов, и новые продавцы часто выходят сразу на несколько площадок.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Проект «закона о маркетплейсах», поступивший в Госдуму в начале апреля и предполагающий жесткое регулирование интернет-агрегаторов, был встречен главными игроками рынка в штыки. Сначала им не понравилось, что законопроект разрабатывался без их участия. Теперь, ознакомившись с текстом документа, e-com собрал свои замечания и изложил их в письмах, направленных главам Госдумы и Совета федерации от имени отраслевых ассоциаций. Большинство предложенных норм категорически не устраивает бизнесменов. Например, они выступают против ограничения комиссии маркетплейсов и запрета взимания с покупателей платы за возврат товар. Если учесть все e-com-пожелания, то закон можно и не принимать.
Электронная доска объявлений №1 в мире «Авито» запустила раздел в формате классических маркетплейсов и начинает продавать новые и «почти новые» товары. В основе ассортимента раздела «Авито Молл» – ключевые потребительские категории: одежда, обувь и аксессуары, электроника, запчасти, мебель и товары для дома, товары для детей и игрушки. У классифайда хорошие шансы получить заметную долю на рынке маркетплейсов за счет огромного трафика и сформировавшейся базы продавцов. Единственное, что может помешать новому проекту – позиционирование, которого компания придерживается с момента основания: люди привыкли считать «Авито» барахолкой, на которой продают старые вещи.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы