Единый реестр интернет-рекламы: все коммерчески тайное станет явным
Комиссия по связи РСПП прокомментировала проект постановления правительства о порядке передачи данных в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Бизнес опасается, что размещение сведений о стоимости рекламы, параметрах аудитории и самих объявлениях приведет к раскрытию коммерческой тайны. Но Роскомнадзор настаивает, что сбор полной информации необходим для рассмотрения жалоб граждан.
Проект приказа №122893 был опубликован Роскомнадзором на портале regulation.gov.ru в начале декабря 2021 года (подробности — в материале ADPASS «Интернет-рекламу поставят на тотальный учет»).
27 января 2022 года на странице проекта появилась Сводка предложений по итогам размещения текста проекта. В обсуждении приняли участие 16 экспертов, включая представителей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), НАО «Национальная спутниковой компания» (Триколор), ПАО МТС, Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), «Яндекса» и других.
Коммерческая тайна под угрозой
Ключевая претензия со стороны представителей бизнеса — риски, связанные с передачей информации, составляющей коммерческую тайну. Согласно тексту проекта, список информации, подлежащей передаче в ЕРИР, включает в себя девять пунктов:
- Общее описание рекламируемого объекта.
- Тип рекламной кампании с учетом количества и стоимости показов, переходов или других целевых действий пользователей.
- Срок размещения.
- Сведения об использованных средствах распространения рекламы — сайтах, страницах, рекламных системах.
- Информация об объемах и распределении показов рекламы, переходах по объявлениям.
- Информация о форме и особенностях способа распространения рекламы.
- Параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, географии, других социально-демографических параметров.
- Уникальные числовые идентификаторы рекламы.
- Информация о договорах между рекламодателями, распространителями и операторами рекламных систем и (или) их представителями и посредниками.
Среди самых спорных пунктов — передача данных о договорах, настройках таргетинга и стоимости рекламы.
По мнению РСПП, это влечет для бизнеса дополнительные риски и расходы, связанные с защитой коммерческой тайны.
Сведения о договорах, в частности о его исполнении и цене относятся к информации, составляющей коммерческую тайну, а раскрытие такой информации влечет бизнес — риски для сторон таких договоров
Ту же позицию заняли представители Медиа-коммуникационного союза и Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ).
Константин Проничев, генеральный директор международной финансовой партнерской сети «Лидгид», уверен, что законопроект составлен без учета предпринимательского рынка и фактически парализует рынок интернет-рекламы.
Полная прозрачность бюджетов, а также всей статистики размещения рекламы по цепочке раскроет маржинальность каждого участника цепочки всем остальным. Это приведет к необходимости перестройки всего рынка, смены существующих бизнес-моделей рекламных агентств, а также к увеличению непосредственных расходов самих рекламодателей.
Роскомнадзор отвергает претензии
Напротив большинства комментариев и предложений экспертов по приказу №122893 — статус «Не учтено». В разъяснениях Роскомнадзор отмечает, что «раскрытие информации, составляющей коммерческую тайну, которое может повлечь бизнес-риски для сторон договоров, исключено». По словам представителей, операторам рекламных систем (ОРД) и рекламодателям будет передаваться только та часть сведений, которая непосредственно касается прав и обязанностей указанных лиц, а остальные участники получат доступ только к той информации, которая у них уже есть.

В Минцифры заявили, что «проект дорабатывается с учетом замечаний при участии всех заинтересованных сторон, в том числе бизнеса».
При этом «КоммерсантЪ», ссылаясь на собственный источник на рекламном рынке, подчеркивает, что ни в законе, ни в подзаконных актах и проектах не указывается, кто получит доступ к сведениям из ЕРИР, представляющим коммерческую тайну.