07.04.2023, 16:47

Госдума выкуривает вейп из рекламы

Госдума предложила распространить ограничения по продаже и рекламе табака на устройства потребления никотинсодержащей продукции, в том числе вейпы. Вместе с новыми ограничениями в правилах торговли такими устройствами депутаты внесли в законопроект еще и запрет на их показ в рекламе. Юристы говорят, что такой запрет давно есть в законе «О рекламе» и, по сути, речь идет о разъяснении существующих норм. В числе крупных рекламных категорий табачной продукции нет. По оценке экспертов, затраты этой рекламной категории на привлечение трафика в интернете составили менее 80 млн рублей, а самым популярным коммуникационным каналом стали социальные сети.

Депутаты предложили поправить законы «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «О рекламе». Законопроект подготовила группа депутатов во главе со спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным (текст есть в распоряжении ADPASS).

Госдума может принять закон о полном запрете вейпов для несовершеннолетних 11 апреля, сообщил ранее Вячеслав Володин. По словам парламентария, такая норма коснется не только никотиносодержащих вейпов, но и всей линейки устройств.

Авторы намерены распространить действующие ограничения по продаже и рекламе табачной продукции на устройства потребления никотинсодержащей продукции — вейпы, электронные сигареты и так далее. Законопроект уточняет места для продажи таких устройств: их можно будет купить только в магазинах и павильонах, будет запрещена торговля на ярмарках, выставках и дистанционно. Закон запретит выкладку и демонстрацию устройств в торговом объекте за исключением случаев, когда покупатель просит показать товар после его ознакомления с перечнем продаваемой продукции. Чтобы снизить спрос на устройства будет введен запрет на применение скидок с цены вейпов любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов.

Депутаты говорят и о запрете рекламы вейпов. Они предложили поправить 5 статью закона «О рекламе», в которой говорится об общих требованиях к рекламе. Помимо демонстрации процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, недопустимой будет считаться реклама, в том числе с демонстрацией использования устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Между тем подобный запрет уже присутствует в законе «О рекламе». В статье 5 в списке объектов, реклама которых не допускается, присутствуют табак, табачная продукция и изделия, никотиносодержащая продукция, курительные принадлежности, в том числе трубок, устройства для потребления никотиносодержащей продукции и кальяны.

Применительно к рекламе законопроект не содержит законодательных новелл, считает Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе. «Скорее, речь идет о разъяснении существующих норм для правоприменителей, так как табачная продукция уже является ограниченным к распространению и рекламированию товаром», — отметил юрист.

Телевизионная и радиореклама табака запрещена с 1996 года, наружная — с 2007 года. С 15 ноября 2013 года вступил в силу полный запрет на рекламу табака и курительных принадлежностей.

Действующие запреты на рекламу табака и табачной продукции

Согласно п. 8 ст. 7 закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. П. 3 ч. 5 ст. 5 закона запрещает демонстрацию процессов курения табака или потребления никотиносодержащей продукции и потребления алкогольной продукции. Согласно ст. 38, ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 5 ст. 5 закона несет рекламодатель, а ст .7 этого же закона — и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Табачной продукции нет в числе крупных рекламных категорий. В Mediascope ADPASS сообщили, что в ключевых СМИ (ТВ, интернет, наружная реклама, радио, пресса) не зафиксированы крупные бренды из данного сегмента, которые бы запускали масштабные рекламные кампании.

Сервис аналитики затрат на интернет-рекламу DigitalBudget не учитывает товарную категорию «табак и курительные принадлежности» при подсчете индустриальных рейтингов. «Но если включить ее в подсчет, то в 2022 году она заняла бы 48-е место из 61 с совокупными затратами на привлечение трафика в 77,6 млн рублей», — рассказал ADPASS Александр Степанов, основатель DigitalBudget. По его словам, в прошлом году с точки зрения привлечения трафика самыми популярными каналами стали социальные сети и алгоритмические закупки programmatic — 69% и 27% от общих затрат на продвижение данной категории по всем интернет-каналам. На видеосервисе YouTube ADPASS обнаружил большое количество блогерских видеороликов, посвященных курению вейпов и различным производителям подобной продукции.

Авторы:
Тимур Бордюг
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
22.07.2024
Редакция ADPASS
18.07.2024
Как освоить
карьеру будущего?