24.11.2021, 20:13

ФАС забронировала штраф на Booking.com

Арбитражный суд Москвы сегодня признал законным 1,3-миллиардный штраф Booking.com, который Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наложила на сервис. ADPASS спросил юристов и экспертов в сфере туризма, насколько это решение оправданно и критично для крупнейшего туристического сервиса.

ФАС оштрафовала головную компанию сервиса — нидерландскую Booking.com B.V — в августе 2021 года на 1,3 млрд рублей за навязывание российским гостиницам, отелям и хостелам условий договора о необходимости обязательного соблюдения паритета цен и наличия номеров. Это значит, что отели не могли устанавливать на своих сайтах цену ниже, чем на Booking.com.

Оборотный штраф ФАС рассчитала исходя из 11,5% от выручки головной компании без учета смягчающих обстоятельств, заявил представитель Booking.com в суде. Представитель ФАС возразил, что штраф был рассчитан из выручки только на российском рынке, где произошло правонарушение. По данным СПАРК, выручка российской «дочки» сервиса ООО «Букинг.ком Русиа» составила 570 млн рублей в 2020 году, 698 млн рублей — в 2019 году. Выручка головной Booking Holdings за 2019 год — $15,1 млрд. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 она снизилась более чем в два раза — до $6,8 млрд.

В своем иске Booking просил снизить сумму штрафа до 150 млн рублей, но Арбитражный суд Москвы посчитал заявленную сумму правомерной. «Мы разочарованы сегодняшним решением, и поэтому планируем оценить нашу правовую позицию и рассмотреть возможные дальнейшие обжалования этого решения», — сказали в представительстве Booking.com изданию ADPASS.

ФАС признала Booking.com нарушителем антимонопольного законодательства 21 декабря 2020 года. Служба посчитала, что Booking.com злоупотреблял доминирующим положением на российском рынке гостиничных агрегаторов. Дело было возбуждено на основании обращения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». После того, как Booking.com не выполнил предписание антимонопольного органа с требованием исключить из договоров с гостиницами условия о паритете цен, 26 августа ФАС наложил на него штраф. 6 сентября Booking.com проиграл в первой судебной инстанции дело, в котором оспаривал предписание.

Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета при ФАС по рекламе, отмечает, что ФАС пошла продуманным путем: «Изначально у них было дело, где был установлен факт нарушения [со стороны Booking]. И уже по факту признания судом нарушения они завели второе судебное дело — выписали штраф. По второму делу позиция защиты слабая. Компания апеллировала к снижению суммы, но им отказали. Шансы оспорить вынесенное решение низкие по причине того, что ФАС выстроил грамотную стратегию. Проиграв первое дело, [у Booking] уже не было шанса выиграть второе. Факт нарушения установлен».

Дмитрий Магоня, создатель юридической фирмы ART DE LEX, также оценивает шансы оспорить решение суда как невысокие. «Решение ФАС России, на основе которого назначен штраф, признано обоснованным вступившим в силу решением суда. И нет оснований сомневаться в справедливости расчета штрафа», — заключил он.

Насколько эта сумма критична для Booking.com

Дмитрий Магоня подчеркивает, что «это один из самых крупных штрафов в истории ФАС России». Но он считает, что «штраф не окажет значимое негативное влияние на деятельность крупной международной компании».

«По сравнению с тем, сколько Booking зарабатывает в России, это не очень большая сумма», — считает руководитель туристической компании «Свой ТС» Сергей Войтович. Он называет Booking «монопольным бизнесом» и при этом говорит, что некорректно связывать этот сервис со сферой туризма, поскольку он позиционирует себя как глобальную рекламную площадку, поэтому, как утверждает Сергей Войтович, компания не платит в фонд турпомощи, социальные налоги, за лицензию, не общается с Роспотребнадзором и так далее.

Сооснователь сервиса по бронированию билетов и отелей Anywayanyday.com и глава стартапа Finalprice Петр Кутис полагает, что этот «немалый штраф» составляет «не больше месячной выручки Booking.com в РФ». Он говорит, что доминирующее положение Booking.com как канала привлечения путешественников в отель сильно беспокоит сами отели по причине большой зависимости и по факту отсутствия других сильных каналов:

Но надо понимать, что даже изменение условий контракта на предмет регулирования цены отеля в других каналах, включая цены на сайте отеля, никак не ослабит возможности букинга в плане регулирования выдачи отелей на поиске. Это их право, они много вложили времени и денег на становления себя как крупного и доверительного канала бронирования отелей, — размышляет Кутис.

«Штрафов такого размера в российской туристической отрасли не было никогда», — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Но она считает, что масштаб и объемы бизнеса Booking.com вполне позволяют осилить штраф.

Самые крупные штрафы за нарушения антимонопольного законодательства в России

ФАС и нефть

Постоянными клиентами антимонопольной службы и рекордсменами по штрафам являются нефтяные компании. Самое громкое дело относится к кризисному 2009 году. Тогда за злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов, что вызвало резкий скачок цен на бензин в России, антимонополисты оштрафовали ЛУКОЙЛ на 6,545 млрд рублей, ТНК-BP на 4,197 млрд рублей, «Газпром нефть» на 4,695 млрд рублей, а позже и «Роснефть» на 5,28 млрд рублей. Однако в ходе дальнейших судебных разбирательств нефтяники снизили размеры штрафов в несколько раз.

ФАС и сталь

Весной 2021 года ведомство разоблачило еще один картельный сговор — по команде вице-премьера Андрея Белоусова, который громко заявил, что металлургические компании «нахлобучили государство» на 100 млрд руб. Но основная финансовая нагрузка, как водится, легла на конечных потребителей, а не на государство: в этом году розничные цены на продукцию из стали выросли в 2-3 раза и продолжают расти. ФАС обвинила «Северсталь», НЛМК и ММК в «поддержании монопольно высокой цены на горячекатаный прокат». Сумма штрафов, по экспертным оценкам, может оказаться выше $90 млн для ММК и «Северстали» и $115 млн для НЛМК.

ФАС, Google и Apple

В 2015 году ФАС по жалобе «Яндекса» признала американскую корпорацию Google и ее «дочку», Google Ireland злоупотребившими доминирующим положением на российском рынке мобильных приложений. После двух лет судебных разбирательств Google выплатила штраф в размере 438 млн рублей.

Весной 2021 года за это же была оштрафована корпорация Apple на более чем $12 млн (906,2 млн по курсу ЦБ) по заявлению АО «Лаборатория Касперского». ФАС установила, что злоупотребления доминирующим положением на рынке мобильных приложений на операционной системе iOS Apple привели к конкурентным преимуществам собственных продуктов корпорации и одновременному ухудшению условий распространения продуктов конкурентов.

Авторы:
Диана Добродий
Роман Овчинников
Нравится: АКАР
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?