В сегодняшней статье поговорим о рыночной нише, а также о том, как правильно закрепиться на рынке и сформировать надежную базу лояльных клиентов в условиях низкой конкуренции.
Рыночная ниша — это часть рынка с минимальной конкуренцией, которая занята одним продавцом. При этом она характеризуется высоким спросом на товары и услуги, которые предлагает предприниматель, что дает ему выгодную позицию относительно других компаний в этом сегменте.
Характеристики и особенности ниш
Нише характерны следующие особенности:
низкая конкуренция;
стабильный спрос на товары и услуги;
потенциальные клиенты с индивидуальными специфическими запросами, которые удовлетворяет только одна, реже — несколько компаний на рынке;
деятельность сразу по нескольким сегментам, что делает компанию, занимающую нишу, уникальной.
Отличие ниши от сегмента рынка
Сегмент — это широкое направление рынка, где работают компании похожей сферы деятельности. Ниша — более узкое понятие, она образовывается внутри сегментов или на их стыке. Например:
продвижение сайтов — сегмент, разработка визуала для профиля — ниша;
аксессуары для телефонов — сегмент, деревянные подставки ручной работы с росписью — ниша.
Разница между сегментом и нишей
Примеры рыночных ниш
Приведем еще несколько примеров рыночных ниш:
фитнес-центр, совмещенный с медицинским кабинетом, где можно пройти обследование и составить индивидуальный план по снижению веса, разработанный диетологом и тренером с учетом состояния здоровья;
изготовление украшений ручной работы из сочетания минералов, подходящих как талисман по гороскопу, имени, дате и году рождения;
фитнес-трекеры в виде колец, предназначенные для женщин, позволяющие отслеживать активность и состояние здоровья с учетом физиологических особенностей женского организма;
экологически чистые бытовые чистящие средства, не содержащие химикатов, продающиеся в биоразлагаемой упаковке;
подарочные боксы с коллекционными вещами, привезенными из разных стран.
Виды рыночных ниш
Рассмотрим основные виды рыночных ниш в маркетинге.
Целевой маркетинг
В этом случае компания занимает узкую нишу с небольшим, но стабильным количеством покупателей — из-за размера крупным брендам занимать ее невыгодно.
Особые рыночные обстоятельства
Под влиянием определенных событий у потребителей формируется спрос на товары и услуги, которые слабо представлены на рынке. Например, таким образом сервис для видеоконференций Zoom занял нишу после начала пандемии.
Вертикальный маркетинг
Продукт формируется на стыке нескольких сегментов — на рынке уже представлены товары или услуги, которые имеют выполняют задачи по отдельности, но нет решений, которые их объединяют.
Рыночная ниша вертикального маркетинга
Горизонтальный маркетинг
Компания предлагает товары или услуги, которые удовлетворяют потребности определенной группы потребителей с учетом их индивидуальных особенностей. Бренд работает на расширение своего ассортимента, чтобы охватить как можно больше отдельных ниш.
Кустовой маркетинг
Это — направление деятельности компании, которое специализируется на удовлетворении потребностей определенной группы клиентов с учетом их специфических нужд и предпочтений. В этом случае акцент делается на качество товаров или услуг, а также на индивидуальный подход к каждому клиенту.
Как определить собственную рыночную нишу
Вот что потребуется, чтобы выявить подходящую свободную нишу на рынке и закрепиться на ней.
Определите собственные возможности, опишите свои сильные стороны и конкурентные преимущества, определите, в какой сфере деятельности у вас есть достаточный опыт для развития.
Проанализируйте спрос на идеи, изучите рынок и определите, есть ли спрос на ваш продукт или услугу в данной нише — протестируйте гипотезы, проведите опросы, ознакомьтесь с мнением потенциальных покупателей в открытых источниках. Это поможет вам понять, насколько ваше предложение будет востребовано и актуально для потребителей. Изучите вашу ЦА, ее платежеспособность, проблемы и ценности, проверьте, удовлетворяет ли ваш продукт ее потребности.
Проведите маркетинговое исследование рынка и определите, какие компании с похожей сферой деятельности представлены на рынке — для ниши прямых конкурентов не должно, но могут быть непрямые и косвенные. Проанализируйте их предложения и цены, чтобы понять, какие возможности и угрозы существуют на рынке.
Разработайте предложение для своей ниши и создайте продукт или услугу, которая будет отличаться от предложений конкурентов.
Разработайте стратегию продвижения вашего продукта или услуги на рынке, которые соответствуют особенностям целевой аудитории.
Резюме
Рыночная ниша — это стабильная часть рынка с низкой конкуренцией, которую могут занять продавцы, предлагающие уникальные, еще не представленные другими решения. Только закрепившись в нише, бизнес сможет успешно развиваться и достигать высоких результатов.