Тренд на девлияние контрастирует с предыдущими, вроде #TikTokMadeMeBuyIt, когда потребители хвастались продуктами, которые они купили, увидев их в приложении для социальных сетей. TikTok вообще стал ассоциироваться с такими роликами. В некоторых странах, в основном азиатских, подражание блогерам привело к шопоголии и неконтролируемой скупке (часто в кредит или в долг) молодежью модных вещей, особенно люксовых марок. ADPASS писал, что непозволительная роскошь, которую позволяют себе потребители-зумеры и милленеалы, грозит серьезными проблемами экономике целой Южной Кореи.
Хвастовство, гламурный снобизм, вещизм и, как следствие, хейтинг не вписывающихся в «модный» тренд стали мощными социальными разделителями, которые все чаще вызывают нешуточные страсти в сети, вроде истории с юной филиппинкой Зои, которая в один момент из белой вороны стала звездой соцсетей. ADPASS также рассказывал об этом.
17-летняя Зои из бедной семьи получила тысячи язвительных и даже осуждающих комментариев в TikTok за то, что неосторожно назвала свою новую сумку бренда Charles & Keith стоимостью $60 люксовой. Но душещипательный ответ Зои о себе и своей семье, который завирусился и собрал миллионы просмотров, привел к тому, что сетевое мнение грудью встало на ее защиту.
История вызвала в соцсетях возмущение пренебрежительным отношением к тем, кто не может позволить себе люксовые бренды, а также большую дискуссию о понятии роскоши и истинной ценности вещей и подарков от близких. Бренды, в том числе известные, такие как Hertz, бросились обхаживать юную знаменитость. Ее семье предлагали бесплатную аренду автомобиля, завалили одеждой и столовой посудой, рестораны звали на обеды за счет заведения, а бьюти-салоны — на стрижку и макияж.
Под хэштегом #deinfluencing тиктокеры рассказывают подписчикам, какие продукты не стоят своих денег, или призывают не поддаваться быстротечным влияниям. Бьюти- и фэшн-блогеры разносят растиражированные другими лидерами мнений румяна и туши, сумочки и туфли, не оправдавшие их ожиданий.
The Associated Press (AP) побеседовало с 33-летней коучем по расходам Пейдж Притчард, которая делится финансовыми советами на TikTok. Притчард рада, что пользователи наконец заговорили об этом. К выбору профессии ее саму подтолкнуло то, что в первый год после окончания колледжа она потратила всю годовую зарплату в размере $60 000 на одежду, косметику и средства для волос.
В конце того года, когда пришло время переезжать из родительского дома, я поняла, что у меня нет денег, — сказала Причард. — Было неловко и стыдно, но это стало переломным моментом».