04.06.2025, 13:39

ИИ-фродстеры заработали $350 млн на накрутке прослушиваний в Spotify и Apple Music

Развитие искусственного интеллекта стимулировало появление нового нелегального бизнеса — музыкальных ИИ-фродстеров. Они работают по простой схеме: нейросети сочиняют музыку, треки от ИИ подгружаются на музыкальные сервисы, боты накручивают прослушивания, а мошенники получают за них отчисления от стримингов. Музыкальные сервисы теряют на мошенниках больше $350 млн в год. Платформы начали блокировать композиции с резкими скачками прослушиваний, но от этого страдают обычные музыканты — часто боты платформ принимают всплеск популярности их треков за фрод.

Мошенники наводнили Spotify, Apple Music и другие сервисы для прослушивания музыки треками, созданными с помощью искусственного интеллекта. Их можно создать почти бесплатно и быстро. По оценке музыкального стриминга Deezer, в апреле 2025 года на их платформу ежедневно загружалось более 20 тыс. композиций, полностью созданных искусственным интеллектом — это 18% от общего количества новой музыки, появившейся в этом месяце на сервисе. Чтобы пользователи слушали ИИ-треки, мошенники часто выдают их за музыку популярных исполнителей, либо накручивают прослушивания с помощью ботов. За каждое прослушивание музыкальные сервисы платят деньги. Суммы небольшие — десятые доли цента за одно прослушивание, но количество прослушиваний и число загруженных композиций превращают накрутку прослушиваний Spotify в неплохой источник дохода. 

Apple Music утверждает, что на ИИ-фрод приходится менее 1% всех композиций в этом сервисе, однако при общем объеме мирового рынка музыкальных стримингов в $35,5 млрд, по данным Statista, в 2025 году потери составят более $355 млн.

По оценке технологической компании Fuga, которая создает инструменты для выявления музыкального фрода, наиболее активно занимаются этим видом бизнеса мошенники из Индии, Вьетнама, Таиланда и «некоторых регионы Восточной Европы» — конкретные страны компания не упоминает. Помимо композиций с резкими всплесками прослушивания Fuga также отслеживает одновременное прослушивание треков с разных устройств на одном аккаунте. «Вряд ли человек будет слушать одну и ту же песню одновременно на разных устройствах», — говорят в Fuga.

Стриминговые сервисы развивают системы защиты, которые блокируют музыку с резкими скачками в прослушиваниях, но часто от этого страдают обычные, ни в чем не повинные музыканты.

Набирающей популярность североирландской рок-группе Final Thirteen пришлось снять часть своей музыки со стримингов после того, как их обвинили в накрутке. Они сами связывают рост в десятки тысяч прослушиваний с тем, что их начали крутить на радиостанции Radio 1.

Группу Naked & Baked забанили за накрутку на Spotify — их композиция за неделю набрала 10 тыс. прослушиваний после того, как завирусилась на TikTok.

При этом музыкантам крайне сложно вернуть свои заблоченные треки обратно, британская газета The Guardian цитирует немецкую поп-певицу Левину, представлявшую Германию на Евровидении в 2017 году, которая борется со стримингами, чтобы вернуть свои песни. Музыкальные сервисы заблокировали ее аккаунт, просто потому, что ее сценический псевдоним похож на имя другой певицы, зарегистрированной на стримингах. «С потоковыми сервисами невозможно вести диалог — вы заполняете форму, ждете, а они отклоняют апелляции», — говорит Левина.

По мнению музыкальных продюсеров, опрошенных The Guardian, политика стримингов может привести к тому, что на них останутся только фродстеры, а музыканты, получающие от Spotify или Apple Music небольшие выплаты, откажутся от этого способа дополнительного заработка.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
01.12.2025
Редакция ADPASS
20.11.2025
Редакция ADPASS
19.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
Монетизировать хаос: OpenAI предложила брендам зарабатывать на пользовательских ИИ-роликах

OpenAI нашла неожиданное решение проблемы авторских прав в эпоху генеративного ИИ: успокоить правообладателей, позволив им зарабатывать на пользовательской любви к их персонажам. Компания анонсировала новую стратегию для своей соцсети с короткими ИИ-видео Sora 2, в рамках которой бренды смогут загружать своих маскотов, устанавливать правила использования и получать деньги каждый раз, когда кто-то создает видео с Рональдом Макдональдом или Губкой Бобом. Исходно применявшаяся и не устроившая правообладателей модель «цензуры по запросу» трансформируется в новую модель монетизации, в которой «камео» персонажей из мультфильмов и рекламных маскотов начинают приносить доход.