20.05.2025, 16:08

«Это не конкуренция — это коэволюция»: чатботы не заменят классические поисковики

В последние два года на смену привычке «гуглить» любую информацию приходит новый подход — поиск нужных сведений при помощи чат-ботов с искусственным интеллектом. Исследование компании OneLittleWeb зафиксировало в минувшем году мощный рост посещаемости ИИ-платформ, прежде всего ChatGPT, Perplexity, DeepSeek и Gemini. Однако, хотя трафик сайтов чат-ботов вырос более чем на 80% за год, суммарно они пока отстают от поисковиков (потерявших за год 0,5% трафика) почти в 34 раза. Все больше пользователей выбирают чат как интуитивный, быстрый и эффективный способ найти информацию — но при этом, как выявило исследование, и от классического поиска не отказываются. Эксперты считают, что будущее — за гибридной моделью.

Иллюстрация Unsplash

Чат удобен, но выдачу не заменит

В апреле 2023 года аудитория чат-ботов с ИИ только начинала формироваться. Спустя два года такие инструменты, как ChatGPT, Claude, Copilot и Perplexity, стали частью повседневных сценариев поиска информации, особенно в англоязычном интернете. Но реальные цифры показывают: генеративный ИИ пока не вытесняет, а скорее дополняет классические поисковые системы. Google, Bing и «Яндекс» по-прежнему остаются главными воротами в глобальную сеть.

Исследование, проведенное компанией OneLittleWeb, охватывает период с апреля 2023 по март 2025 года и сравнивает поведенческие метрики пользователей на сайтах крупнейших поисковых систем и чат-ботов с ИИ. В выборку вошли топ-10 платформ в обеих категориях, а основным источником данных стала аналитика от Semrush. В рамках анализа оценивались месячные и годовые изменения трафика, среднесуточные визиты, распределение долей рынка и динамика пользовательской активности.

«Главному чатботу» все еще очень далеко до «главного поисковика»

Цель исследования — ответить на все более актуальный вопрос: действительно ли чат-боты вытесняют поисковые системы, и какие последствия это может повлечь для рынка SEO, контент-маркетинга и пользовательского поведения в интернете? Как показывают результаты, несмотря на уверенный рост, ИИ-инструменты пока остаются скорее дополнением к поиску, чем его заменой. Но тенденция очевидна: пользователи все чаще переключаются на диалоговые модели как на более удобную и эффективную альтернативу привычному поисковому сценарию.

Ботам до Google далеко

По данным исследования OneLittleWeb, совокупная аудитория десяти ведущих ИИ-платформ, включая ChatGPT, Gemini, Perplexity и другие, с апреля 2024 по март 2025 года выросла на 80,92%. За этот период сайты этих сервисов получили более 55,2 миллиарда визитов. Безусловным лидером остается ChatGPT, которому принадлежит 86,32% всей аудитории сегмента. В абсолютных значениях это 47,7 миллиарда визитов в год, что эквивалентно 4 миллиардам визитов в месяц и 185 миллионам — ежедневно.

Динамика трафика чат-ботов

Но несмотря на высокие темпы роста, масштабная диспропорция между аудиторией чат-ботов и классических поисковых систем сохраняется. За тот же период сайты поисковиков, таких как Google, Bing и Yahoo, зафиксировали 1,86 триллиона визитов, что на 0,51% меньше, чем годом ранее. Причем после падения в середине 2024 года в последние месяцы зафиксирован отскок: в марте 2025 года совокупный месячный трафик поисковиков достиг 163,7 миллиарда — это лучший показатель за 12 месяцев и явный признак стабилизации.

Динамика трафика поисковиков

Разрыв между двумя сегментами остается внушительным: на каждый визит на сайт чат-бота приходится 34 визита на сайты поисковых систем. В ежедневном выражении это 5,5 миллиарда визитов к поисковикам против 233 миллионов к чат-ботам. За год на Google пришлось 1,63 триллиона визитов против 47,7 миллиардов (в 26 раз меньше) у ChatGPT.

Конкуренция обостряется

В последний год стремительно росла аудитория новых ИИ-платформ, составляющих все более значимую конкуренцию ChatGPT. Среди них особенно выделяются китайский DeepSeek и встроенный в соцсеть X Илона Маска Grok: за год их трафик увеличился на десятки и даже сотни тысяч процентов. Например, DeepSeek вырос с 1,5 миллиона визитов до 1,7 миллиарда, а Grok 3 — с нуля до 216 миллионов. Также заметен значительный рост у Claude, чат-бота компании Anthropic: платформа привлекла более 1,2 миллиарда визитов, что на 383% больше, чем годом ранее.

Доли трафика 10 крупнейших чат-ботов

Интересен и параллельный процесс адаптации самих поисковиков к новому поведению пользователей. Google и Bing внедрили ИИ-функции прямо в поисковую выдачу, показывая над ссылками созданные генеративным ИИ справки-ответы. Это помогло остановить падение посещаемости. Начиная с октября 2024 года трафик Google стабильно растет и в марте 2025-го составил 142,2 миллиарда визитов.

На этом фоне теряют позиции менее технологичные игроки. Так, Yahoo за год потеряла 22,5% трафика, DuckDuckGo — 8,77%. Это свидетельствует о том, что в условиях технологического скачка пользователи отдают предпочтение либо максимально простым, либо — наоборот — наиболее продвинутым платформам. Отстающие оказываются в положении, при котором даже высокая лояльность не компенсирует снижение конкурентоспособности интерфейса и скорости выдачи.

Доли трафика 10 крупнейших поисковиков

«Интернет-поиск сегодня — это не только про ссылки. Это про ответы, контекст, генерацию знаний, — приводит исследование слова главы OneLittleWeb Самми Уддина. — Чат-боты не только стали новым интерфейсом, они трансформировали саму суть цифрового поиска». По его словам, OpenAI удалось в короткие сроки превратить ChatGPT из просто удобного инструмента в медиаплатформу нового поколения: она удерживает внимание пользователей, генерирует огромный объем контента и все больше напоминает экосистему, а не просто продукт.

По мнению генерального директора агентства Hennessey Digital Джейсона Хеннесси, в будущем у пользователей сформируется гибридная модель поискового поведения. «Чат-боты предлагают удобство и быстроту, но для глубокой проверки информации пользователи все еще обращаются к поисковикам. Мы наблюдаем, как запрос часто начинается в ChatGPT, но завершается в Google. Это не конкуренция — это коэволюция», — заявил он. Джейсон Хеннесси считает, что именно интеграция оперативности ИИ и аналитической глубины поисковиков может стать новой нормой.

* Корпорация Meta признана экстремистской и запрещена в РФ

Авторы:
Николай Белый
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
27.11.2025
Редакция ADPASS
26.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
Монетизировать хаос: OpenAI предложила брендам зарабатывать на пользовательских ИИ-роликах

OpenAI нашла неожиданное решение проблемы авторских прав в эпоху генеративного ИИ: успокоить правообладателей, позволив им зарабатывать на пользовательской любви к их персонажам. Компания анонсировала новую стратегию для своей соцсети с короткими ИИ-видео Sora 2, в рамках которой бренды смогут загружать своих маскотов, устанавливать правила использования и получать деньги каждый раз, когда кто-то создает видео с Рональдом Макдональдом или Губкой Бобом. Исходно применявшаяся и не устроившая правообладателей модель «цензуры по запросу» трансформируется в новую модель монетизации, в которой «камео» персонажей из мультфильмов и рекламных маскотов начинают приносить доход.

Редакция ADPASS
06.11.2025