Цифровые подписки стали для россиян привычной услугой. Однако несмотря на широкое распространение, многие потребители сталкиваются с трудностями при работе с ними. Людям сложно отслеживать состояние активных подписок, они забывают отменить подписки после истечения пробного, как правило, бесплатного, периода. Со своей стороны, онлайн-сервисы иногда оказывают услуги, не соответствующие заявленным, меняют условия договора без уведомления потребителей, автоматически продлевают подписки и списывают деньги, не предупреждая клиентов. А сложности с отменой подписки – отдельная история.
Законопроект о внесении изменениях в закон «О защите прав потребителей» был внесен в Госдуму в 2023 году межфракционной группой депутатов. Согласно предложенным поправкам:
– онлайн-сервисы, работающие по подписной модели, будут обязаны за сутки до очередного платежа направить потребителю уведомление об очередном списании;
– запрет онлайн-сервисам списание денежных средств с карт, ранее использованных потребителем в качестве платежного средства, а затем уделанных;
– контроль за содержанием информации на странице онлайн-сервисов, за исполнением владельцами сервисов обязанности по направлению пользователям уведомлений о предстоящем списании, контролю за неразмещением и (или) неполнотой, а равно достоверностью сведений, содержащихся будет осуществлять Роскомнадзор;
Одновременно законопроект предусматривает, что вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она действует до следующего периодического платежа, за исключением случаев, когда отсутствует надлежащее и своевременное уведомление потребителя. Таким образом, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее по истечении 6 месяцев, она продолжает действовать до конца годового периода, при этом ранее уплаченные потребителем средства не возвращаются, за исключением случаев некачественной работы подписки.
«На законопроект получен официальный отзыв правительства. Это позволяет Госдуме рассмотреть и принять его в первом чтении. Сейчас он находится в числе тех, которые мы планируем рассмотреть в марте. Если не будет каких-то серьезных перегрузок в повестке, думаю, что он в этом месяце может быть принят в первом чтении», — рассказал «Известиям» один из авторов законопроекта зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.
В комитет Госдумы по промышленности и торговле, отвечающем за разработку поправок, сообщили, что законопроект активно дорабатывается в соответствии с замечаниями правительства.
По словам соавтора законопроекта, депутата Антона Немкина, в группу по работе над законопроектом вошли представители Роспотребнадзора, Банка России, «Яндекса», Ozon, ассоциации «Интернет-видео», Медиа-коммуникационного союза и другие компании.
Источник Forbes в «Яндексе» заявил, что «в текущей редакции законопроект противоречит своей изначальной цели — обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов». Собеседник издания добавил, что законодательная инициатива может «навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт для миллионов человек». При этом «Яндекс» отказался от официальных комментариев законопроекта.
По словам главы ассоциации «Интернет-видео», членами которой являются компании ivi, OKKO, Start, Amediateka, «Триколор Кино и ТВ» и viju, Алексея Бырдина, отрасль вместе с авторами законопроекта будет «искать оптимальные механизмы защиты интересов потребителей сервисов по подписке, которые не станут при этом создавать избыточных рисков для добросовестного бизнеса».
Ожидаемую реакцию бизнеса прокомментировал глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов. По его мнению, критическое отношение компаний к законопроекту вызвано тем, что в случае его принятия, онлайн-сервисы лишатся прибыли, которую получают с этих подписок. Олег Павлов пояснил, что один потребитель в среднем тратит на подписки от 200 до 400 рублей в месяц и в случае незапланированного списания бизнес может потерять несколько миллиардов рублей в год. Эксперт также отметил, что на фоне сокращения каталогов российских стриминговых сервисов из-за отказов работы с ними иностранных правообладателей, зрители лишаются заранее оплаченного контента.