28.04.2022, 17:15

«Яндекс» снова в поиске: он выходит из «Дзена» и «Новостей»

«Яндекс» подписал соглашение с холдингом VK о продаже новостного агрегатора и платформы блогов «Яндекс.Дзен». О намерении компании продать эти сервисы стало известно еще в середине марта, однако тогда представители «Яндекса» назвали информацию о готовящейся сделке слухами. На протяжении полутора месяцев тема продажи «Дзена» и «Новостей» обросла множеством предположений: некоторые СМИ писали, что сделку запретили на уровне Кремля, другие — что причиной стало изменение правил ведения бизнеса в России с конца февраля.

О подписании соглашения об основных условиях сделки между «Яндексом» и VK сообщил Forbes с ссылкой на источники в обеих компаниях. Условия продажи компании пока не стали раскрывать, отмечает издание. Кроме того, стороны должны будут получить одобрение корпоративных и регулирующих органов, включая Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

В декабре 2021-го владельцем 45% «МФ Технологии», которая контролирует 57,3% VK, стал крупнейший российский страховщик «Согаз». Крупнейшим акционером «Согаза» является компания «Аквила» медиамагната и банкира Юрия Ковальчука.

«Яндекс.Новости» — служба автоматической обработки и систематизации новостей, собирающая сюжеты из разных источников. Сервис существует с 2000 года.

В последние годы новостной агрегатор «Яндекса» неоднократно подвергался критике в предвзятом подборе материалов и ручном вмешательстве в механизм ранжирования новостей. Так, в 2017-м сервис обвинили в цензуре из-за непопадания в топ-5 сюжетов о проходивших в России акциях протеста. В компании заявили, что работа агрегатора полностью автоматизирована.

В 2020-м из сервиса исчезли публикации о голосовании по поправкам к Конституции изданий «Ведомости», «Медуза», «Открытые медиа» и телеканала «Дождь». В «Яндексе» объяснили это техническим сбоем, подчеркнув, что сервис не выдавал результатов и по другим запросам, однако через несколько дней работа агрегатора была восстановлена.

По данным сервиса «Яндекс.Радар», месячная аудитория «Яндекс.Новостей» в марте этого года составляла 39 млн пользователей. В среднем читатели проводят в агрегаторе 2 часа 38 минут.

«Яндекс.Дзен» — платформа для блогеров и медиа, запущенная в 2017 году. Платформа позволяет компаниям и независимым авторам публиковать медиаконтент (статьи, фото, видео), а также монетизировать публикации с помощью рекламы.

Ежедневная аудитория сервиса — 22,3 млн пользователей. Количество активных блогеров в 2021 году составило 50 тысяч, говорится в сообщении пресс-службы «Яндекса». Общая сумма выплат создателям контента составила 2 млрд руб., при этом компания пообещала, что в этом году вознаграждения блогерам и медиа увеличатся вдвое.

По данным «Яндекс.Радара», месячная аудитория «Дзена» в марте составляла 52 млн пользователей, которые в среднем проводили на платформе около пяти часов.

Беспокойный «Дзен»

О планах «Яндекса» продать «Новости» и «Дзен» первым написал РБК еще 15 марта. Тогда один из трех источников издания отметил, что в условиях усложнения доступа к капиталу и изменения экономической ситуации «Яндекс» решил сконцентрироваться на развитии поиска, технологий и городских сервисов. Другой источник рассказал РБК, что вопрос продажи сервисов поднимался еще четыре-пять лет назад. Собеседник издания подчеркнул, что «Яндекс» хочет быть технологичной компанией, а «Яндекс.Дзен» развивается больше в сторону соцсетей».

Тем не менее, представители компании в тот момент отказались комментировать планы о продаже сервисов. Илья Грабовский, пресс-секретарь «Яндекса», сказал Forbes, что компания «не комментирует слухи».

Уже на следующий день РБК вновь сообщил о возможной сделке со ссылкой на итоги встречи топ-менеджмента «Яндекса» с сотрудниками. Антон Фролов, глава «Яндекс.Дзена», заявил, что «если „Яндекс“ хочет продолжать быть технологической большой компанией, ему придется на чем-то сфокусироваться, на чем-то, что ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано».

18 марта компания официально подтвердила, что изучает различные «стратегические варианты», в том числе продажу агрегатора новостей и платформы Zen. В заявлении уточнялось, что «Яндекс» планирует сосредоточиться на развитии других своих технологических предприятий, продуктов и услуг — поиска, рекламы, облачных технологий, сервиса такси, электронной коммерции, а также потоковых сервисов. Однако в пресс-службе подчеркнули, что «процесс находится на ранней стадии», а макроэкономические и геополитические события могут повлиять на исход сделки.

В апреле в ряде СМИ, появилась информация о том, что российские власти якобы запретили «Яндексу» продавать свои сервисы. В компании опровергли слухи, заявив, что никаких запретов не получали.

Места под солнцем не будет

Пока не ясно, как VK будет использовать «Новости» и «Дзен». В конце марта источник, близкий к «Яндексу», объяснил Forbes, что у VK нет места с таким объемом трафика, куда можно было бы интегрировать «Новости». Эксперт допустил, что какие-то ссылки временно останутся на главной странице поисковой системы даже после продажи. Однако сейчас весь трафик «Новостей» идет от «Яндекса» и будет утерян при продаже проекта, уверен менеджер одного из новостных агрегаторов.

Кроме того, непонятно, как «Яндекс» после сделки будет закрывать существующую потребность пользователей видеть заголовки на главной странице сайта. Другой источник издания, близкий к «Яндексу», считает, что место новостной ленты могут занять анонсы «Кинопоиска», погода, курсы валют, карты и другая справочная информация.

Лев Гершензон, основатель сервиса товарного поиска Detectum и бывший руководитель сервиса «Яндекс.Новости», утверждает, что с точки зрения бизнеса и аудитории «Новости» и «Дзен» живут исключительно вместе с главной страницей «Яндекса». По мнению Гершензона, решение о продаже было вынужденным ответом на давление на компанию.

Бесценный трафик

Артем Михайлин, аналитик инвестиционной компании «Велес Капитала», рассказал Forbes, что новостной агрегатор по большей части работал на привлечение дополнительного трафика и не генерировал существенных доходов. По расчетам «Велес Капитала», платформа блогов «Дзен» в прошлом году принесла компании 15,7 млрд руб., что составляет 4,4% выручки группы.

Согласно отчетности «Яндекса», в 2021-м аудитория «Дзена» увеличилась на 10% до 22,3 млн пользователей.

По оценкам Михайлина, в обычных условиях стоимость «Дзена» составила бы не менее 30 млрд руб., в связи со сложной ситуацией на рынке оценка актива непредсказуема. Бывший топ-менеджер «Яндекса» отметил в разговоре с Forbes, что стоимость «Новостей» и «Дзена» зависит от капитализации «Яндекса». Так, в ноябре прошлого года, когда она достигала $26-30 млрд, то сервисы можно было бы оценить как «единорога» — более чем в $1 млрд. Однако в начале года стоимость компании упала, и оценка сервисов могла бы составлять несколько сотен миллионов долларов, предполагает собеседник издания.

Бывший топ-менеджер «Яндекса» высказал предположение, что компании могут обменяться активами. Так, в конце марта РБК писал, что VK и «Сбер» могут продать сервис доставки готовой еды «Кухня на районе». В качестве потенциального покупателя называли «Яндекс».

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram