03.03.2023, 14:33

TikTok требует от красоты жертв: новые бьюти-фильтры вызвали восторг и ужас

В TikTok вирусится все больше видео, в которых пользователи трогают себя за лицо и, глядя на свое отфильтрованное изображение на экране, восклицают: «Это не я!». Сейчас в тренде уже более 9 млн клипов. Реакция тиктокеров не удивительна — лицо, которое они видят в смартфоне, уже не совсем их лицо, а результат работы нового фильтра Bold Glamour (смелый гламур). Увиденное вызывало у постобработанных тиктокеров самые противоположные чувства: от восторга до ужаса. Пресса также встретила новинку без восторга и опасается за психическое здоровье пользователей соцсетей.

Столь бурная реакция и прессы, и пользователей не удивительна. Bold Glamour — один из самых впечатляющих эффектов из созданных TikTok. Алгоритм работы нового эффекта TikTok хранит в тайне. Китайская соцсеть не ответила ни на один запрос журналистов о применении ИИ в работе нового фильтра.

22 февраля TikTok представил обновление для EffectHouse, инструмента для создания фильтров, и объявил, что в нем появилось несколько генеративных эффектов, использующих ИИ. Эти эффекты могут менять черты лица пользователя в реальном времени. Они включают в себя: ластик для бровей, эффект сморщивания губ и эффект улыбки.

Но главное, что принцип работы этих новинок отличается от того, как до ситх пор создавались фильтры. «Традиционные фильтры обычно используют двумерное изображение с камеры смартфона и обрабатывают лицо пользователя на увеличенной 3D-модели», — рассказывает Люк Херд, консультант по дополненной реальности, работавший над фильтрами для Snapchat и Instagram. 3D-наложение с трудом прилегает к модели лица пользователя, поэтому классические эффекты могут искажаться или давать сбои, когда вы мешаете им, например касаетесь лица, рассказывает он.

Новый фильтр избавлен от этих недостатков. Bold Glamour преображает лица пользователей так, как мы привыкли ожидать от традиционных «красочных» фильтров, но гораздо более впечатляющим образом: брови пышные и симметричные, губы более пухлые, а глаза блестящие. И при этом пользователь может безрезультатно «мешать» работе фильтра. Обработанное фильтром лицо не рассыпается на части, его контуры остаются четкими, а цвет кожи матовым и ровным.

По мнению Херда, Bold Glamour, вероятно, использует для достижения столь впечатляющих результатов технологии машинного обучения, в частности, Generative Adversarial Networks (GAN). «Проще говоря, GAN сталкивают две конкурирующие нейронные сети друг с другом в смертельном кулачном бою», — поясняет эксперт. В случае с Bold Glamour это соревнование между изображением лица пользователя с камеры и стилем, в который TikTok хочет его (лицо пользователя) превратить, добавляет он. В момент работы фильтра «он сравнивает разные ракурсы лица пользователя, с банком данных, где собраны похожие на пользовательские щеки, глаза, губы и т. д.», — продолжает эксперт. «В конце концов, технология объединяет два набора изображений в одно. Если сделать это достаточно быстро, то работа ИИ будет незаметна и будет выглядеть для пользователя, как непрерывное видео», — подытоживает Херд.

Хотя пользователи TikTok впечатлены работой Bold Glamour, многие из них обеспокоены тем, как еще более простой инструмент изменения лица может повлиять на самооценку и самоощущение пользователей, и особенно подростков. Спенсер Бернхэм, создавший популярные эффекты для TikTok и Instagram*, опасается, что набор мощных инструментов, изменяющих внешний вид пользователя в режиме реального времени, может стать «питательной средой для телесной дисморфии». (Дисморфия — психическое расстройство, которое выражается в недовольстве своим внешним видом, обнаружении мнимых дефектов внешности и навязчивым стремлении их исправить.)

В последнее время появляется все больше доказательств того, что эти фильтры, изменяющие внешность пользователя, вредны для психического здоровья. Исследование социального воздействия фильтров, проведенное в 2021 году учеными Лондонского университета, показало, что 94% женщин и небинарных участников испытывают дискомфорт из-за желания выглядеть определенным образом. Также 90% опрошенных признались, что использовали фильтры или иным образом редактировали свои изображения. Однако результаты этого исследования не стали неожиданностью для соцсетей, которые вовсю создают и внедряют бьютификаторы. Так, расследование The Wall Street Journal в 2021 год показало, что на момент публикации этого исследования Meta** уже знала, что использование Instagram* заставляет каждую третью девушку-подростка плохо относиться к своему телу, и что подростки, использующие приложение, испытывают более высокий уровень тревоги и депрессии.

*  продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)

* признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?