Ни один из инструментов обеспечения прозрачности рекламы, разработанных 11 крупнейшими технологическими компаниями мира в соответствии с требованиями законодательства ЕС, не работает с нужной эффективностью. Это оставляет возможность для распространения дезинформации и манипулирования общественным мнением, считают авторы исследования, подготовленного совместно Mozilla (разработчик браузера Firefox) и финской компанией CheckFirst. Хуже всего справилась с задачей соцсеть Илона Маска X, но инструменты остальных платформ оказались немногим лучше.
Соцсети поменялись местами
Миграция аудитории после блокировки зарубежных соцсетей замедлилась, показывает новое исследование системы мониторинга социальных медиа Brand Analytics. Несмотря на то, что под блокировки попали только Instagram* и Facebook*, больше всего авторов и контента потеряла платформа коротких видео TikTok — более трех четвертей аудитории. Однако число активных авторов суммарно на всех платформах снизилось только на 10%, что позволяет сделать вывод о перераспределении аудитории на другие площадки.
Аутсайдеры
С начала февраля по 15 мая самое сильное снижение активности среди всех соцсетей произошло в TikTok. Еще в середине марта китайская платформа ограничила для российских пользователей возможность публиковать новые ролики и проводить прямые трансляции. Спустя два месяца число активных авторов сократилось на 76% до 70,2 тыс., а объем публикуемого контента — на 79%, следует из данных исследования Brand Analytics.
На втором месте по темпам снижения — Instagram, потерявший более половины авторов. При этом с площадки ушло больше всего пользователей в абсолютных значениях, отмечают эксперты Brand Analytics — сейчас свои аккаунты продолжают вести около 810 тыс. активных авторов, тогда как в начале февраля таких насчитывалось почти два миллиона.
Замыкает тройку антилидеров Twitter, показатели которого снизились более чем на треть. Однако существенным отток пользователей в количественном выражении назвать нельзя: по данным Statista, еще до замедления доступа к платформе в марте аудитория Twitter в России составляла всего около 2,6 млн пользователей — более чем в три раза меньше, чем даже у не слишком популярного Facebook. Последний после начала украинского кризиса потерял 33% русскоязычных авторов и 40% контента.
-76%
снижение количества активных авторов в TikTok
-54%
снижение количества авторов в Instagram
-34%
русскоязычных авторов потерял Twitter
-33%
сокращение количества авторов в Facebook
-15%
русскоязычных блогеров ушли из YouTube
На фоне проблем с монетизацией блогеры снизили активность и в YouTube. С видеохостинга ушли около 15% авторов, однако когда стало понятно, что быстрой блокировки может не случиться, аудитория платформы оживилась, говорится в исследовании.
Возможно, в ближайшее время часть авторов вернется на YouTube. На прошлой неделе глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что блокировать платформу в России не будут. Кроме того, после того как аналог американского видеохостинга Rutube подвергся «самой мощной кибератаке за всю историю существования», у авторов могут возникать сомнения в надежности платформы (о том, как это происходило и что хакеры могли сломать в Rutube, можно почитать подробнее в материале ADPASS).
Лидеры
Лидером по темпам роста количества контента стала социальная сеть «ВКонтакте» — в конце февраля и начале марта на площадке наблюдался резкий рост числа авторов и объема контента. Однако за этим последовал незначительный отток. Часть пользователей приходят на платформу, но не сразу начинают активно публиковать контент. По данным Brand Analytics, с 24 февраля во «ВКонтакте» пришло около 3,96 млн новых авторов. Согласно свежему исследованию Mediascope, которое было представлено на конференции Digital Brand Day`2022 в прошлый вторник, среднесуточный охват «ВКонтакте» в апреле достигал 49,8 млн пользователей.
+12%
объем публикуемого контента «ВКонтакте»
+2%
объем русскоязычного контента в Telegram
-4%
объем контента в «Одноклассниках»
Лидером по приросту авторов стал мессенджер Telegram. Тем не менее, прирост контента здесь минимальный. Авторы исследования связывают это с высокой активностью публичных каналов в Telegram: новым блогерам трудно быстро «разогнаться» до таких скоростей. По данным Mediascope, мессенджер также стал лидером по увеличению охвата — после начала военных действий показатели выросли почти в полтора раза, до 41,5 млн пользователей (34%).
+18%
прирост активных авторов «ВКонтакте»
+23%
количество активных авторов в Telegram
+4%
число активных авторов в «Одноклассниках»
Аудитория «Одноклассников» почти не изменилась. Несмотря на мартовский всплеск регистраций (тогда количество новых пользователей резко выросло на 66%), в целом количество авторов увеличилось незначительно. При этом контента на платформе стало меньше. В то же время на фоне резкого оттока пользователей из зарубежных соцсетей, «Одноклассникам» удалось обогнать Instagram по количеству публикаций — 2,6 млн против 1,7 млн. Таким образом, соцсеть вошла в тройку лидеров по объему русскоязычного контента.
* Продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
Лучшее в блогах
Вам понравится
Продажи на 3 654 780 рубле и ROMI — 164%. Полная смена команды, новая воронка, тесты с нуля — несколько месяцев американских горок. Но все это — за кулисами, на нашей «кухне». А для заказчика — окупаемый трафик, тысячи продаж и сотни новых преданных «фанатов бренда».
В этом кейсе я хочу коротко показать, как мы выводим сложные проекты в плюс на реальном примере.
38% мобильных приложений, загруженных в Google Play, и 32% – в App Store оказались не нужны их авторам, сообщила платформа мобильной рекламы Pixalate. Среди них выделяются программы, которые не обновлялись более 4 лет: у Google таких приложений 16%, у Apple – 13%. Чаще всего свои программы бросают российские разработчики: 46% брошенных приложений для Android и 39% – для iOS зарегистрированы в России. При этом реклама в мобильных заброшках приносит забывчивым авторам $5,3 млн ежемесячно.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы