12.10.2022, 15:58

«Серебряная» доминанта: потребители 50+ завоевывают рынок

ВЦИОМ изучил товарные предпочтения россиян «серебряного возраста». Ученым стало известно, что: поколение 50+ отдает предпочтение офлайн-магазинам; 47% опрошенных из группы 65+ не пользуются интернетом совсем; покупатели в «серебряном возрасте» больше всего волнуются за качество товара и не переживают за цену.

Демографическая ситуация меняется в сторону старения населения. Это выраженный мировой тренд особенно в развитых странах. Вместе с увеличением доли людей старшего возраста растет их влияние на все социальные институты, сферы общества и экономику. В ближайшей перспективе в развитых странах именно поколение 50+ станет основным потребителем во многих отраслях экономики.

Понятие «Серебряная экономика» включает в себя все стороны спроса и предложения, касающиеся потребностей людей старше 50 лет. Например, одежда, питание, спорт, транспорт, образование, косметология досуг и др.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и портал «Баба-Деда» провели опрос с целью выяснить, как старшее (50+) поколение покупает товары. Исследование проводилось методом телефонного опроса, в котором приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Опрос проходил 17 и 20 сентября 2022 года.

В России число людей старше 50 лет в общей структуре населения постоянно растет. Сейчас она составляет 36% или 52 млн человек. Для сравнения в 2002 году доля «серебряного» поколения равнялась 29% (42,3 млн человек). Прирост за 20 лет составил 7%.

«Серебряное» потребление: в фокусе платная медицина, товары для дачи и электроника

Интенсивность потребления товаров и услуг среди «серебряного» снижается, структура потребления — меняется. В целом, россияне за последний год чаще всего покупали электронику (37%), обращались за платными медицинскими услугами (35%), посещали кафе и рестораны (31%), приобретали товары для своих увлечений и хобби (28%), заказывали готовую еду (27%), покупали товары для дачи (26%), проводили досуг в музеях, театрах, кинотеатрах (25%) и тратили деньги на путешествия и экскурсии (23%)

После 50 лет на первое место выходят платные медицинские услуги (36%), среди приоритетных трат также траты на товары для дачи (29%). Люди «серебряного возраста» реже покупают электронику (30%), цифровые товары (13%) и меньше ходят в рестораны и кафе (21%).

Если покупать, то где?

Молодежь и люди среднего возраста активно покупают на маркетплейсах и интернет-магазинах. После 50 лет интерес к покупкам через интернет или мобильные приложения падает. И дело тут не только в неумении или нежелании покупать что-то онлайн. Все гораздо проще: в возрасте от 50 до 64 лет интернетом как таковым не пользуются 20% респондентов, а в возрасте 65+ — 47% опрошенных.

Грустный шопинг vs радостный шопинг

Респонденты старше 50 лет отметили, что шопинг чаще вызывает у них разочарование и грусть, нежели радость. В возрастной группе от 18 до 34 положительные эмоции при покупке, наоборот, испытывают 89% людей.

Вот пять основных эмоций от шопинга, характерных для всех возрастных групп: радость (20%), любопытство (16%), увлеченность (15%), уверенность (11%), разочарование (10%).

Больше всего негатива при совершении покупок вызывают: высокие цены (53%) и низкое качество товаров и услуг (24%).

Интересно, что «серебряных» покупателей цены не особо сильно волнуют: высокая цена создает негативный фон только для 46% респондентов в возрасте от 50 до 64 лет, и это самый низкий показатель среди всех возрастных групп.

Одновременно, представители «серебряного поколения» наиболее требовательны к качеству товара или услуги. 34% из опрошенных этой возрастной группы сказали, что это производит на них крайне негативное впечатление (средний показатель 24% респондентов).

Основные выводы исследования:

— люди «серебряного возраста» являются весомой группой потребителей, и их доля будет расти;

— в группе 50+ основными критериями, предъявляемыми к товару, являются качество и соответствие потребительскому запросу;

— несмотря на то, что «серебряный возраст» может использовать интернет достаточно часто, для совершения покупок он предпочитает офлайн-формат.

Полностью с исследованием можно ознакомиться на сайте ВЦИОМа.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
17.04.2024
ИИ прошел всестороннее обследование в Стэнфорде

Специалисты из Стэнфорда выяснили, сколько денег OpenAI и Google потратили на тренировку своих флагманских моделей искусственного интеллекта, инвестиции в какое направление ИИ-технологий выросли за год в восемь раз, и кто лидирует в геополитической «гонке нейросетевых вооружений». В Институте человекоориентированного ИИ при Стэнфордском университете (Stanford Institute for Human-Centered Artificial Intelligence, HAI) при участии ведущих экспертов индустрии и ученых подготовили объемный отчет о тенденциях в сфере искусственного интеллекта. На 500 страницах охватили все — от исследований и разработки до финансовых затрат, проблем регулирования, экономических и геополитических аспектов. ADPASS ознакомился с одним из самых масштабных исследований прогресса в самой горячем (или перегретом?) секторе IT-индустрии.

Редакция ADPASS
08.04.2024
Редакция ADPASS
26.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?