06.03.2023, 15:32

Региональные власти встали на защиту потребителей от маркетплейсов

Из-за жалоб покупателей Минпромторг может вернуться к идее регулировать работу маркетплейсов и досок объявлений. Специальная комиссия при министерстве рассмотрит предложения региональных властей о том, как бороться с нарушениями сроков доставки, недостоверной информацией о продуктах и проблемами с возвратом товаров. Игроки рынка призывают оставить все как есть и «не нарушать существующий баланс». Эксперты напоминают, что упорядочить ситуацию в офлайн-ритейле удалось решить именно благодаря закону о торговле.

Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов направил письмо членам комиссии по саморегулированию в электронной торговле. В обращении чиновник констатирует рост жалоб региональных потребителей на дистанционную продажу товаров. Покупатели жалуются на крупнейшие российские маркетплейсы и классифайды — Wildberries, Ozon, Avito, «Юла», «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет». Клиенты торговых площадок и досок объявлений недовольны сложностями с возвратом товара, отсутствием достоверной информации о товаре, срывами сроков поставки, отказами от продажи и нарушениями при рассмотрении их претензий. С письмом ознакомился «Коммерсантъ».

В письме рассказывается об инициативе региональных властей, которые хотят обязать онлайн-площадки «однозначно идентифицировать продавцов», предоставлять по запросу покупателя товарно-сопроводительную документацию и запретить односторонний отказ от продажи товара со ссылкой на технический сбой. Также региональные власти предлагают ввести промежуточные счета, оплата с которых будет поступать продавцу только после получения заказа клиентом, и установить ответственность онлайн-площадок за отсутствие контроля над продавцами и товарами.

В министерстве рассказали изданию, что уже получили мнения большинства участников комиссии и на следующем заседании рассмотрят эти предложения.

Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов сказал «Коммерсанту», что перечисленные в письме проблемы «вредят и добросовестным поставщикам, продукция которых не может конкурировать по цене с некачественной, а наличие контрафакта наносит ущерб брендам, которые следят за качеством». Более того, по его мнению, на работу маркетплейсов жалуются не только покупатели, но и поставщики. Их волнует «некорректное начисление штрафов и комиссий, утерю товара после передачи площадке и отсутствие за это ответственности», пояснил Леонов. Но внешнее регулирование отрасли он считает излишним: «Пока проблемные вопросы решаются комиссией при Минпромторге».

По мнению президента ассоциации интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, часть поднятых субъектами РФ проблем уже регулируется законодательством, а другие создают «непомерную нагрузку на бизнес, не отвечают балансу интересов сторон, в частности, способствуют развитию потребительского экстремизма».

Соколов рассказал, что при анализе жалоб становится ясно, что часто потребители не дожидаются десятидневного срока, отведенного законом на ответ. Некоторые жалобы не содержат информацию о сделке и характере нарушений, уточнил он. В прошлом году в АКИТ поступило около 1,7 жалоб от потребителей, большинство из которых было решено в досудебном порядке, рассказал Соколов.

Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» Алексей Кожевников полагает, что маркетплейсы могут влиять на выбор покупателей, необоснованно блокируя продавцов. Поэтому, «минимальные требования для площадок в части работы с поставщиками нужны», считает эксперт.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов заявил, что игнорирование претензий потребителей и контрагентов «может подорвать доверие к сектору e-commerce, негативно сказаться на темпах развития, привести к госрегулированию в жестком варианте». Эксперт вспомнил ситуацию в продуктовом ритейле, который уходил от обсуждения проблемных вопросов до тех пор, пока в 2010 году в силу не вступил закон о торговле с рядом ограничений для продавцов, который в 2019 году был расширен.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Riverstart
Позавчера
SellerDen
06.03.2024
Rocket10
04.03.2024
Rocket10
01.03.2024