13.12.2023, 13:17

Наружная реклама может задержаться в полиции: местное самоуправление не подпускают к рекламным конструкциям

Российская наружка снова под пристальным вниманием законодателей. Вчера депутаты приняли в первом чтении законопроект, сохраняющий за Министерством внутренних дел (МВД) контроль нарушений при установке и эксплуатации рекламоносителей. В других поправках, находящихся на рассмотрении Госдумы, речь идет о том, чтобы забрать у МВД и отдать муниципалитетам право составлять протоколы о нарушениях требований к конструкциям. Авторы третьих предлагают наделить органы местного самоуправления Москвы и Петербурга правом в досудебном порядке принимать решения о незаконности размещения наружной рекламы. После принятия первого законопроекта перспективы двух других под вопросом, отмечают юристы.

Административные протоколы раздора

Госдума вчера приняла в первом чтении законопроект №481609-8 «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)». Поправки разработаны правительством, чтобы устранить дублирования полномочий органов внутренних дел (полиции) и контрольных (надзорных) органов в области производства по делам об административных правонарушениях, сказано в пояснительной записке. Документ вносит изменения в статью 28.3 КоАП, которая определяет полномочия различных ведомств по составлению протоколов по нарушениям. В числе полномочий, которые правительство предложило сохранить за МВД, — статья 14.37 КоАП (административная ответственность за установку и эксплуатацию рекламной конструкции).

С прямо противоположной инициативой выступила Костромская областная дума. Региональное заксобрание внесло в Госдуму законопроект №432856-8. Авторы документа предложили забрать у органов внутренних дел полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.37 КоАП РФ, и наделить ими органы местного самоуправления.

В пояснительной записке костромские депутаты объявили неэффективной существующую процедуру составления административных протоколов за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламных конструкций.

Сейчас такие нарушения выявляют органы местного самоуправления, затем передают в полицию для составления протокола, а полицейские проводят собственную проверку для выяснения обстоятельств. По мнению авторов, эти процедуры занимают слишком много времени и не позволяет оперативно реагировать на административное правонарушение.

В начале декабря комитет по госстроительству и конституционным правам граждан рекомендовал принять законопроект в первом чтении, но затем рассмотрение документа отложили.

Третий законопроект №456594-8 внесен сенаторами Андреем Кутеповым, Иваном Абрамовым и Иваном Евстифеевым. Авторы предлагают внести изменения в статью 14.37 КоАП и предоставить органам местного самоуправления Москвы и Петербурга право самостоятельно в досудебном порядке принимать решения об административных правонарушениях о незаконности размещения рекламы на улицах и зданиях.

По мнению сенаторов, арбитражные суды перегружены делами о незаконной рекламе, принятие поправок позволит избежать судебной волокиты.

Так, в Петербурге в 2021 году выдали 15 тыс. предписаний о демонтаже конструкций, установленных и эксплуатировавшихся без разрешений, но административные наказания были вынесены только по 70 разбирательствам.

Поправки сенаторов включены в примерную программу осенней сессии на декабрь, сказано на странице законопроекта на сайте Думы. Но дата рассмотрения пока не назначена.

Неальтернативные законопроекты

Конфликтной называет ситуацию член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе Дмитрий Крючков. «Странно, что те сотрудники аппарата, которые подписывали положительные отзывы правительства России на костромской и сенаторский законопроекты, не учли, что тема административной ответственности в сфере наружной рекламы подпадает под регулирование большого законопроекта, как раз в то же время разрабатывавшегося правительством», — отметил юрист.

По думскому регламенту работа над костромскими и сенаторскими поправками может быть приостановлена до тех пор, пока правительственный законопроект не примут в трех чтениях или отклонят, сказал Дмитрий Крючков.

Такой порядок рассмотрения действует, если первое чтение состоялось, а схожие по тематике законопроекты на тот момент не были признаны альтернативными. Остается вероятность внесения поправок ко второму чтению правительственного законопроекта, но это потребует серьезного напряжения административных ресурсов со стороны сенаторов и авторов костромских поправок, рассуждает он.

Инициатива костромского законопроекта прямо пересекается с концепцией правительственных поправок, принятых вчера Госдумой, поэтому сомнительно, что он будет рассмотрен в ближайшее время, считает экс-юрист компании Gallery Геннадий Поляков.

Более категорична советник антимонопольной практики юридической фирмы «МЭФ Legal» Оксана Павлухина: по ее мнению, костромские поправки после первого чтения правительственного документа утратили свою актуальность и могут быть отклонены Госдумой.

Тем не менее предложение передать функцию составления административных протоколов по статье 14.37 КоАП от МВД органам местного самоуправления можно внести как поправку ко второму чтению правительственного законопроекта, указал Геннадий Поляков. Но в предложенной редакции такие поправки могут вызвать возражения МВД: ведомство следит, чтобы конструкции устанавливались за границами коридора безопасности (участками вдоль дорог в населенных пунктах, на которых запрещено ставить рекламоносители).

«Принятие костромских поправок создаст условия для безнаказанного нарушения установленных требований, связанных с безопасностью дорожного движения», — подчеркнул эксперт.

На обсуждение поправок сенаторов не окажет существенного влияния первое чтение правительственного законопроекта, уверена Оксана Павлухина. С ней согласен и Геннадий Поляков. «В обоих документах речь идет о корректировке норм, связанных с производством по статье 14.37 КоАП. Но если в правительственный документ касается исключительно регулирования процесса составления МВД административных протоколов, то сенаторы в своих поправках затрагивают вопросы рассмотрения дел, к которым органы внутренних дел отношения не имеют», — отметила Оксана Павлухина.

Однако в сенаторские поправки заложены существенные коррупциогенные риски, считает Геннадий Поляков. Разработка схем размещения рекламных конструкций, все вопросы, касающиеся организации и проведения торгов, заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а затем администрирование исполнения таких договоров — такая крайне высокая концентрация полномочий в курирующих наружку органах власти Москвы и Петербурга уже сегодня является коррупциогенным фактором. «Наделение этих же органов власти еще и карательными функциями, непосредственно связанными с их прямыми функциональными обязанностями, безгранично усугубит имеющиеся коррупционные риски», — полагает эксперт.

Рынок наружной рекламы

Очередные попытки законодательного регулирования наружки предпринимаются на фоне рекордного роста объемов этого рынка. В январе-сентябре 2023 года наружная реклама (OOH) выросла на 40% до 44,8-45,2 млрд рублей, сообщила группа отраслевых экспертов во главе с гендиректором компании «ЭСПАР-Аналитик» Андреем Березкиным. Рост объемов размещения на цифровых носителях составил беспрецедентные 63% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 20,4-20,6 млрд рублей.

По оценке комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2022 году рынок наружной рекламы вырос на 6%, до 47,6 млрд рублей. Оценку сегмента за три квартала 2023 года ассоциация не публиковала, при этом весь рекламный рынок за этот период увеличился на 30%, до 495 млрд рублей.

Авторы:
Тимур Бордюг
Нравится: OOH Mag
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
25.04.2024
Редакция ADPASS
22.04.2024
Редакция ADPASS
15.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?