06.10.2021, 15:02

Куда только смотрят российские медиапотребители

Исследовательский центр компании Deloitte в СНГ опубликовал обзор «Медиапотребление в России — 2021». Выяснилось, что читателей печатных СМИ среди россиян почти вдвое меньше, чем телезрителей (53% против 89%), а почти половина опрошенных никогда не пользовалась платными интернет-сервисами.

ТВ

По данным исследования, за последние две недели телевизор смотрели 89% респондентов. При этом в будни просмотр занимал в среднем 145 минут в день (46% — в фоновом режиме, 24% смотрят конкретную передачу), а в выходные — 207 (48% и 25% соответственно). Большинство тех, кто смотрел ТВ-программы, (81%, в 2020 году этот показатель был на 16 процентных пунктов выше) делала это с помощью телевизора, 80% — посредством смартфона (что на 10 п.п. выше показателей 2020 года), 71% — на ноутбуке (+ 7 п.п. по сравнению с 2020 г.) и 69% — на компьютере (+ 4 п.п.).

Интернет

Интернет в России — самый популярный медиаканал: за две недели, предшествовавшие опросу, медиаконтент с его помощью потреблял 81% респондентов. В будние дни пользователи в среднем проводили в интернете 223 минуты, в выходные — 253. Самым популярным (95%) устройством для выхода во всемирную сеть назван смартфон (постоянно им пользуется 62%, не пользуется никогда 5%). Персональные компьютеры и ноутбуки назвали 79% и 80% опрошенных соответственно (на постоянной основе — 34% и 32% соответственно, не пользуются 21% и 20%). Телевизор в качестве постоянного средства для выхода в интернет используют 18% (при этом 32% респондентов не пользуются им для этих целей вообще).

Соцсети

Первенство в посещаемости среди интернет-ресурсов — у соцсетей: за две недели, предшествовавшие исследованию, их посещали 90% респондентов. Больше всего россияне пользуются соцсетями в будние дни в интервале 9:00 до 21:00 (20%), утром и вечером (14%), в выходные — с 9 до полуночи (16-21%). Самыми посещаемыми мессенджерами оказались What’sApp (86%, на 2 п.п.ниже результатов 2020 года), Telegram (61%, +11 п.п.), Viber (57%, -5 п.п.), Skype (57%, +5 п.п.), VK Messenger (49%).

Радио

Радио за две недели перед исследованием слушали 62% опрошенных. Продолжительность прослушивания составила в среднем 60 минут в будние дни (49% — дома, 25% в автомобиле и 15% — на работе) и 84 минуты в выходные (36% дома, 49% в автомобиле и 6% — на работе). Чаще всего для этих целей использовалось автомобильное устройство (38% в выходные дни и 55% — в будни), домашний радиоприемник (29% в выходные и 19% в будни), ПК и ноутбук (17%/14%), мобильное устройство (9%/7%) и портативный приемник или плеер (по 7% и в выходные, и в будни).

Печатные СМИ

Печатные СМИ за последние две недели читали 53% респондентов (38 минут в день в будни, 46 — в выходные). При этом снизилась доля тех, кто предпочитает опираться на отечественные СМИ: в 2017 году таких ответов было 58%, сейчас — 53%. В то же время доля тех, кто доверяет иностранным СМИ, выросла на 4 п.п. и составляет 10%.

Источники новостей

Чаще всего россияне получают новости из официальных источников в интернете. Однако данная тенденция характерна только для россиян в возрасте старше 34 лет. Среди молодежи наиболее привлекательным источником новостей являются социальные сети (для 65% респондентов 14–24 лет). 5% россиян в числе ключевых для себя СМИ называют печатные газеты и/или журналы.

Что смотрят, читают и слушают

Самым популярным контентом в СМИ названы новости (92%), кино, музыка, искусство (86%), научно-познавательные рубрики (84%), общественно-политические рубрики (83%) и спорт (71%).

Время чтения СМИ

Подписки

Платными подписками на интернет-сервисы пользуется 30% опрошенных, 21% пользовались ранее, а 49% никогда не пользовались. 72% оплачивают подписку из-за уникального контента, 60% — из-за отсутствия рекламы, а 26% — благодаря акциям (бонусам, скидкам) в других сервисах. Чаще всего россияне подписываются на онлайн-кинотеатры (77%), музыкальные сервисы (48%), мультисервисы (65%).

Реклама

Что касается рекламы, то самый высокий рейтинг лояльности (12%) получила наружная реклама. Далее идут реклама в кинотеатрах и в печатных СМИ (по 6%), представление марки в качестве спонсора и поисковая реклама в интернете (4% и 3% соответственно). Самый низкий индекс — у рекламных звонков по телефону (-24%), рекламы в мобильных приложениях (-10%), в аудио- и видеоконтенте в интернете (по -9%) и в мобильной рассылке (-8%).

Методика исследования

Исследование Deloitte проведено по комплексной методике в июле 2021 года. Был сделан онлайн-опрос по квотированной выборке, соответствующей социально‑демографическому портрету населения России (было опрошено 1 600 человек в восьми федеральных округах). Также проводилось онлайн-исследование методом фокус-групп на платформе Zoom (две фокус‑группы с привлечением 14 человек, по семь человек в каждой группе) и экспертные интервью с лидерами отрасли.


Автор: Дмитрий Маркин

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?