07.07.2022, 14:23

Интернет-рекламистам добавили обязанность и лишили права

Вчера Госдума приняла в третьем чтении законопроект, детализирующий систему тотального учета рекламы в интернете, которая должна заработать с 1 сентября. Речь идет об ужесточении требований: если до сих пор в законе говорилось о праве передавать в систему данные о рекламных кампаниях, то теперь это станет обязанностью участников рынка. Из законопроекта следует, что в интернете допускается распространение только тех рекламных материалов, которым присвоят так называемый единый идентификационный номер рекламной информации. Требования к этому маркеру, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, разрабатывает Минцифры.

Законопроект №135977-8, предполагающий введение идентификатора рекламы в интернете, был одобрен Госдумой в третьем чтении 6 июля, следует из данных системы обеспечения законодательной деятельности. Положения были оформлены как поправки ко второму чтению законопроекта о возможности заключении соглашений о концессии без конкурса. Ранее по такой же схеме был принят закон о господдержке операторов наружной рекламы. Существует практика, когда уже прошедший первое чтение законопроект становится «паровозом», к которому заинтересованные лица «цепляют» интересующие их поправки, чтобы ускорить их принятие, объяснил Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и общественного совета по рекламе ФАС (подробнее — в материале ADPASS).

Основной законопроект посвящен изменениям в законодательстве, регулирующим функционирование отраслей экономики в санкционный период. В частности, в нем говорится о запрете распространения в России сведений о методах обхода санкций, установленных недружественными странами и ограничениях на распространение контрсанкционной информации среди «неопределенного круга лиц», в том числе с использованием СМИ и интернета.

Нормы закона «О рекламе» в ходе второго чтения дополнили двумя значимыми новеллами, отмечают эксперты. В первой речь идет о внедрении единого идентификационного номера рекламной информации, в то время как до сих пор речь шла о том, что участники рынка передают данные о рекламных кампаниях несколькими способами, отметил Крючков. Вторая новелла посвящена ужесточению контроля за рекламой в сети: если раньше рекламодатели, рекламораспространители, а также интернет-площадки были вправе передавать единому агрегатору информацию о размещаемых рекламных кампаниях, то теперь закон обязывает их делать это, говорит Оксана Павлухина, руководитель группы практики антимонопольного регулирования адвокатского бюро Art de lex.

В Роскомнадзоре рассказали, что для идентификации рекламных объявлений будет использоваться буквенно-цифровая строка в кликовой ссылке, а также в меню AdChoice, не уточнив, о меню какой именно системы идет речь. Идентификатор будет присваиваться конкретным объявлениям, будь то баннер, видеоролик, текстово-графический блок или другой формат.

На пути к тотальному учету

Введение идентификаторов рекламы можно расценивать как очередной шаг к запуску Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). Система тотального учета рекламы в рунете должна заработать с 1 сентября. Согласно приказу Роскомнадзора, список информации, подлежащей передаче в ЕРИР, включает в себя девять пунктов:

  • Общее описание рекламируемого объекта.
  • Тип рекламной кампании с учетом количества и стоимости показов, переходов или других целевых действий пользователей.
  • Срок размещения.
  • Сведения об использованных средствах распространения рекламы — сайтах, страницах, рекламных системах.
  • Информация об объемах и распределении показов рекламы, переходах по объявлениям.
  • Информация о форме и особенностях способа распространения рекламы.
  • Параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, географии, других социально-демографических параметров.
  • Уникальные числовые идентификаторы рекламы.
  • Информация о договорах между рекламодателями, распространителями и операторами рекламных систем и (или) их представителями и посредниками.

Какая именно информация будет зашифрована в идентификаторе, пока неясно. Требования к идентификатору, его содержанию, порядку и срокам присвоения поручено разработать Минцифры, но конкретные сроки в законопроекте не обозначены.

В отрыве от реальности

Участники рынка, со своей стороны, обеспокоены тем, что нормативные акты, определяющие кто, кому, как и что должен передавать, до сих пор не приняты. Статус готовности к реализации закона остается на нулевой фазе, рассказал в конце мая изданию «Новый проспект» Борис Омельницкий, глава Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР). С учетом этого существует вероятность, что с 1 сентября интернет-реклама в России станет недоступной, указал он.

В Роскомнадзоре объясняют, что информация в ЕРИР будет поступать только от операторов рекламных данных (ОРД) по API (интерфейс прикладного программирования). Но списка операторов рекламных данных до сих пор нет, как и технических требований для разработки необходимых программных средств. Сама система ЕРИР также находится в разработке, хотя до запуска системы учета осталось менее двух месяцев. Даже если владельцы сайтов и агентства с 1 сентября будут предоставлять необходимую информацию, уполномоченные органы не смогут ее принять, считает Антон Дугин из OMD Resolution.

При этом согласно принятым вчера поправкам, из закона «О рекламе» исключили пункт, позволяющий рекламодателям подавать информацию в реестр интернет-рекламы самостоятельно. Все данные должны проходить через операторов рекламных данных. Однако до сих пор ни одна компания не заявила о намерении взять на себя роль ОРД, напоминает Дугин.

Закон о единой системе учета рекламы в интернете (№347-ФЗ) приняли в июле прошлого года. Документ посвящен созданию единой автоматизированной системы сбора, хранения, обработки и анализа информации о всей рекламе, размещенной в интернете. Наряду с информацией о размещенной рекламе в систему должны поступать сведения о рекламодателях и распространителях рекламы, операторах рекламных систем и рекламных посредниках. Срок хранения сведений о рекламе составляет не менее пяти лет.

Получить статус ОРД смогут компании, которые пройдут аккредитацию на право аккумулировать информацию о размещаемой интернет-рекламе. Такие операторы должны обладать высокотехнологичной инфраструктурой.

По оценкам Ассоциации интерактивной интернет-рекламы (АРИР) и Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) расходы участников рынка на создание необходимой инфраструктуры составят 20 млрд рублей или 7-8% рынка интерактивной рекламы.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
22.03.2024
Редакция ADPASS
19.03.2024
Редакция ADPASS
28.02.2024
Наружная реклама разошлась в законопроектах: в Думу внесен еще один резонансный документ

Вслед за пятничными поправками о внеконкурсном продлении договоров в наружной рекламе вчера в Госдуму внесли еще один резонансный законопроект. Его авторы предлагают вернуть в закон «О рекламе» 35-процентное ограничение рыночной доли для одного игрока в наружке и запретить укрупнение лотов на торгах. Хотя в обоих документах нет кардинальных противоречий и по формальному признаку их сложно признать альтернативными, но очевидно, что авторы поправок преследуют различные цели, считают эксперты: сохранить бизнес действующих игроков в ближайшее десятилетие или запустить масштабный передел быстрорастущего сегмента наружной рекламы (+40-46% в 2023 году) в пользу малого и среднего бизнеса.