21.03.2022, 11:35

Импортозамещение аудиторий

Аудитория заблокированных соцсетей Facebook и Instagram уменьшалась, но миллионы россиян по-прежнему пользуются ими с помощью технологии VPN. От блокировки иностранных соцсетей выигрывают российские аналоги — VK, «Одноклассники». TikTok, несмотря на ограничения в работе, аудиторию не потерял, а мессенджер Telegram опередил своего основного конкурента Whatsapp. Такие данные опубликовали Mediascope и «Мегафон».

Исследовательская компания Mediascope по просьбе РБК проанализировала, как менялась ежедневная аудитория самых популярных в России соцсетей с 24 февраля по 15 марта. При подсчете учитывались россияне, которые в течение суток заходили в соцсеть как минимум на минуту или использовали мобильное приложение.

25 февраля Роскомнадзор (РКН) со ссылкой на решение Генпрокуратуры замедлил трафик Facebook, а 4 марта полностью заблокировал ее в России. 1 марта ведомство замедлило Twitter, а с 4 марта полностью заблокировало соцсеть. 11 марта РКН сообщил о намерении заблокировать Instagram 14 марта, с этого дня соцсеть недоступна в России.

Facebook

24 февраля аудитория соцсети превышала 9,6 млн человек старше 12 лет. 5 марта, на второй день после блокировки, она составила уже 9 млн. 10–15 марта она колебалась на уровне 5,5–6,9 млн человек в зависимости от дня. За десять дней блокировки число пользователей Facebook снизилось на 40%.

Instagram

Пик числа ежедневных пользователей был отмечен 14 марта, в первый день блокировки. В этот день соцсетью воспользовались 40,9 млн россиян. На следующий день число пользователей Instagram уже снизилось на 16%, до 34,2 млн россиян.

Telegram

После того, как 11 марта Роскомнадзор объявил о блокировке Instagram, количество ежедневных пользователей Telegram резко выросло. 10 марта этот показатель был на уровне 35,7 млн, на следующий день — 40,9 млн. 14 марта, в день блокировки Instagram, уже 47,3 млн человек (данные Mediascope). Таким образом, за 5 дней аудитория Telegram выросла на 32,5%.

Исследование «Мегафона» показало, что за первые две недели марта Telegram впервые стал более популярным среди россиян, чем WhatsApp. Доля Telegram в общем объеме трафика в мессенджерах увеличилась с 48% до 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяц, заключили аналитики «Мегафона». Таким образом, Telegram стал самым популярным мессенджером в стране.

Популярность сервиса выросла на фоне ограничений доступа к другим мессенджерам и социальным сетям, говорится в исследовании. Как отмечает компания, Telegram стал одним из ключевых источников информации.

По данным Telegram Analytics, количество новых подписок на Telegram-каналы превысило 40 млн после сообщения о блокировке Instagram.

WhatsApp и Viber

Доля WhatsApp сократилась с 48% до 32% — мессенджер занимает второе место по объему трафика, доля Viber снизилась с 5% до 4% (данные «Мегафона»).

«ВКонтакте»

Ежедневная аудитория VK также увеличилась: 24 февраля ей пользовались 46,5 млн россиян, 15 марта — 50,3 млн (рост составил 8,7%), согласно исследованию Mediascope. Это подтверждают данные и самой соцсети, которая добавляет, что количество регистраций увеличилось более чем в 4 раза.

TikTok

6 марта администрация TikTok объявила о приостановлении прямых трансляций и загрузки нового контента в России. 8 марта произошел всплеск ежедневной аудитории до 41 млн человек, но затем она вернулась к привычным показателям — 33 млн пользователей в день, говорится в исследовании Mediascope.

«Одноклассники»

Согласно данным Mediascope, ежедневная аудитория соцсети с 24 февраля по 15 марта выросла с 19,8 млн до 20,9 млн человек.

Ранее сама соцсеть сообщала о резком притоке аудитории. По ее данным, с начала марта рост регистраций пользователей в ОК превысил 66%. Рост восстановлений старых аккаунтов составил 36% по сравнению с предыдущей неделей, а рост числа пользователей, которые стали более активно вести соцсеть, составил более 40%.

VPN как способ обхода блокировок

Несмотря на блокировку соцсетей, аудитория Facebook и Instagram исчисляется миллионами людей, которые заходят в них каждый день. Это связано с установкой сервисов VPN (virtual private network, виртуальная частная сеть), позволяющих обходить блокировки.

В начале марта VPN-сервисы стали самыми скачиваемыми приложениями в России и остаются на лидерских позициях до сих пор. По данным аналитической компании Data.ai (ранее App Annie), 5 из 10 самых скачиваемых приложений в Google Play на данный момент — это VPN-сервисы. В App Store в топ-10 приложений входит шесть VPN-сервисов.

На популярность VPN также указывает и появление новых услуг — на сервисах бесплатных объявлений «Авито» и «Юла» начали распространяться предложения по установке VPN-сервисов и продаже подписки на них, как выяснил РБК.

Материал по теме: «Российские соцсети перевернули „странички“» (о том, как российские сервисы и соцсети растут на фоне блокировок зарубежных ресурсов).

Авторы:
Диана Мун
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
16 часов назад
Редакция ADPASS
19.04.2024
Редакция ADPASS
26.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?