30.11.2023, 16:24

Figma вам: Adobe еще надеется купить облачную платформу для дизайнеров за $20 млрд

Американская корпорация Adobe судорожно пытается спасти сделку по покупке за $20 млрд британской облачной платформы для дизайнеров Figma. На прошлой неделе сделку блокировало британское Управление по конкуренции и рынкам: чиновники опасаются, что после поглощения Adobe просто избавится от конкурента своих программных продуктов Photoshop, Illustrator и Indesign. Adobe в ответ доказывает, что у нее другие планы и что ради этой покупки она даже готова продать Adobe XD — конкурирующую с Figma облачную ИИ-платформу.

Adobe объявила о покупке дизайнерской стартап-платформы Figma в сентябре 2022 года. Сделку назвали крупнейшим поглощением на рынке разработки программного обеспечения, но акции Adobe тогда упали на 13%, поскольку инвесторы сочли стоимость Figma завышенной. Затем сделка ушла на рассмотрение английских и американских регуляторов: британского Управления по конкуренции и рынкам (CMA) и отдела Министерства юстиции США по антимонопольному законодательству.

Зачем Figma понадобилась Adobe

Figma — полностью бесплатная для индивидуальных пользователей облачная платформа. С ее помощью дизайнеры создают макеты сайтов и приложений, правки и комментарии вносятся в режиме реального времени. Сервис стал популярен в 2020 году, когда творческие люди оказались оторваны от установленных на рабочие компьютеры дизайнерских приложений и стали работать из дома. В 2021-м в ходе инвестраунда Figma оценили в $10 млрд. В 2022-ом Adobe предложил вдвое больше.

С появлением бесплатных облачных решений доминирование Adobe на рынке программного обеспечения для дизайнеров оказалось под угрозой. Продукты пакета Adobe Creative Cloud, которые приносят компании 60% выручки, стали терять популярность. Adobe начала продвигать онлайн-инструмент Photoshop Express, но по функционалу он отставал от продукции облачных Figma, Lightricks и Canva.

На этом фоне рыночная капитализация Adobe, достигшая пика в ноябре 2021 года ($327 млрд), к сентябрю 2022-го сократилась втрое до 127 млрд. В 2023-м акции Adobe вновь начали расти (сейчас капитализация компании составляет $281 млрд) на фоне развития продуктов для дизайнеров на основе искусственного интеллекта. 11 октября на ежегодной презентации компания представила генераторы Firefly Vector (векторная графика), Firefly Design (макеты для рекламы) и Firefly Image Model 2 (второе поколение редактора изображений), а также показала меняющее узоры и цвета платье, созданное из чешуек — гибких текстильных дисплеев, приводящихся в действие одним движением руки. Правда, новые продукты Adobe по-прежнему остаются платными и рассчитаны на продвинутых специалистов.

Капитализация Adobe в 2021-2023 гг.

Торг с регулятором

Первой предварительный вердикт о сделке по покупке Figma вынесла британская CMA. По итогам длившейся больше года проверки управление заявило, что поглощение конкурента может отрицательно отразиться на развитии инноваций, так как избавит флагманские дизайнерские продукты Adobe от угрозы в лице Figma. Под угрозой и цены на программное обеспечение для конечных пользователей: после сделки Adobe может сделать Figma платной, включить ее в пакет Creative Cloud. Регулирующие органы США пока рассматривают сделку и еще не публиковали даже предварительных решений.

Adobeотреагировала на заявление регулятора, объявив, что планирует дополнить соглашение пунктами, минимизирующие озвученные риски. По мнению источников Bloomberg, знакомыми с ходом переговоров, компания, скорее всего, включит в текст договора обязательство не присоединять Figma в Adobe Creative Cloud, а также рассмотрит потенциальную продажу Adobe XD — конкурирующей с Figma облачной ИИ-платформы.

Официальный вердикт британская CMA должна представить в антимонопольное ведомство Евросоюза в конце декабря. По информации Bloomberg, 8 декабря юристы Adobe вылетают в Брюссель, чтобы обсудить соглашение с европейскими регуляторами и рассказать о новых пунктах, которые компания готова внести в договор, чтобы сделка состоялась.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Createrra
10.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?