10.10.2023, 14:58

Алгоритм Amazon накрутил ценники на миллиард долларов

Вслед за Google власти США взялись признать e-com-монополистом Amazon. Крупнейшего онлайн-ритейлера обвиняют в использовании секретного ИИ-алгоритма «Проект Несси», который искусственно завышал цены на Amazon и на конкурирующих площадках.

О секретном проекте Amazon стало известно на прошлой неделе из материалов иска, который 26 сентября подала Федеральная торговая комиссия США (FTC), обвинив маркетплейс в незаконном поддержании монополии. Большая часть исковых документов была закрыта, но Wall Street Journal удалось узнать их детали.

«Несси» — амазонское чудовище

В документах несколько раз упоминается алгоритм Project Nessie, которым Amazon пользовался на протяжении нескольких лет для того, чтобы определить, насколько можно завысить ценник определенного товара.

«Несси» автоматически поднимал цены на некоторые товары на Amazon и следил за реакцией других ритейлеров. В частности в материалах упоминается Target, один из крупнейших американских дискаунтеров. Если конкуренты не повышали цены на соответствующие товары, Project Nessie возвращал их к изначальному уровню на Amazon. Если увеличивали, продолжал “игру на повышение”. По данным источников WSJ, американский ритейлер заработал на ценовых манипуляциях более $1 млрд.

В каких бизнесах доминирует Amazon

Amazon — крупнейший в мире онлайн-ритейлер и один из крупнейших облачных сервисов. Доля Amazon на американском рынке e-com составляет 37,8%. У ближайшего конкурента, Walmart — всего 6,3%.

Amazon Web Services является ведущим игроком сектора по созданию инфраструктуры для облачных вычислений (IaaS). Он генерирует треть (32%) всей выручки сектора. Ближайшие конкуренты Microsoft и Google — 21% и 11% соответственно.

Количество подписчиков на Amazon Prime, который предлагает бесплатную доставку товаров, видео-стриминг Prime Video и музыкальные сервисы превышает 200 млн.

Одним из новых направлений развития Amazon является здравоохранение. В июле 2022 года ритейлер приобрел One Medical за $3,9 млрд, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Крупнейшие ритейлеры в США по доле рынка в 2022 году

Ответ Amazon: Project Nessie не наживался, а исследовал

В ответ на обвинение представители Amazon описали Project Nessie как алгоритм, который использовался для мониторинга всплесков цен и тенденций на Amazon.com: «Мы использовали этот инструмент для того, чтобы не допустить завышения и занижения цен до неустойчивого уровня. Проект просуществовал в течение нескольких лет, но не принес значимых результатов, и мы закрыли его в 2019 году».

FTC требует предоставить общественности доступ к информации о проекте, чтобы американцы имели представление об монопольных практиках компании.

В чем еще антимонополисты обвиняют Amazon

Помимо незаконного использования искусственного интеллекта Amazon обвиняют в следующих монопольных нарушениях:

  • Препятствует попыткам продавцов с других платформ предлагать товары дешевле;
  • Вынуждает продавцов пользоваться его складами и службами доставки, что приводит к росту издержек для потребителей и продавцов;
  • В высоких сборах с проданных товаров и за рекламу, которые достигают 50% от выручки;
  • Намеренном занижении позиций дешевых товаров в поисковой выдаче;
  • Показе потребителям рекламы вместо релевантных товаров.

В качестве мер по пресечению доминирующего положения Amazon на рынке Федеральная торговая комиссия предлагает суду рассмотреть вопрос о том, чтобы принудить онлайн-ритейлера продать часть активов.

В США также продолжается разбирательство против доминирующего положения компании Google на рынке поиска. К делу привлекли нового свидетеля, конкурента Google — Microsoft. Adpass подробно писал о новом раунде суда между властями США и поисковиком в этом материале.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
12.04.2024
Все видео в одну витрину: «Витрине ТВ» хотят отдать контент цифрового ТВ, а рекламу — единому селлеру

Российские медиахолдинги предлагают радикально изменить методы доставки и монетизации цифрового ТВ-контента. В ходе обсуждения концепции развития телевещания до 2035 они предложили сделать единым приложением для распространение цифрового телеконтента «Витрину ТВ», назначенного Роскомнадзором поставщика трансляций телеканалов в интернете, а продажи таргетированной рекламы передать единой отраслевой платформе. Вещатели рассчитывают, что так они заработают дополнительно 51-54 млрд рублей. В России игроки предпринимают попытку структурной перестройки отрасли на фоне увеличения доходов видеосервисов (+11%), в то время как в США бурный рост видеосегмента уступил место стагнации (+2%).

Редакция ADPASS
11.04.2024
Редакция ADPASS
10.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?